Не так давно я в очередной раз встрял в обсуждение вопроса о личности-ипостаси - у
kiprian_sh, - а потом,
подосадовав на себя, что толку воду в ступе, решил, что
надо «подумать поперек» - в смысле выскочить из плоскости обсуждения. (Это похоже на известную задачку о спичках, для решения которой нужно от плоской фигуры перейти к объемной
(
Read more... )
Возвращаясь к теме: "Догматы я понимаю, но они уже не убедительны"? - В этом предложении концовка делает неубедительным начало. Если понимаю, то изложу убедительно. Но вопрос о читателе - почему доверится моему изложению, а не пустится изучать древнюю форму и древние реалии?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
О. Меня прочитал, перевернуло. Где он был, туда и пошел.
Reply
Reply
Спасибо о. Александру Меню, он создал-таки незашоренную, хоть как-то близкую к западной среду при том, что сам никаким либеральным богословом не был. И о. Георгию Кочеткову: парадоксально, но у него тоже местами получился "креативный протобульон" :)
Reply
Reply
Reply
Мне близок подход "никому нельзя запретить думать". Если кого-то устраивает разговор о Боге как о существе, к которому буквально приложима эта классификация - один вид (сущность), три экземпляра (ипостаси) (пусть предполагается и совсем иная степень единства между ними, чем у 3-х человеческих персон), то пусть он его и придерживается. Но я думаю, что никуда и деться и от критики этой схемы: Бог, к которому применима эта таксономия, выглядит как одно из существ в ряду других. Кстати, что то же самое можно сказать и о библейском Боге, если этот образ понимать буквально.
Понятно, что у нас в распоряжении только образы Бога и есть. Но это и следует проговаривать. Несимволические о Боге у нас разве что только те слова, которые выражают саму человеческую постановку вопроса о Нем: "Основание бытия", "предельная Тайна" и т.п. Вот Бог как Тайна - это буквально, никуда не деться.
Понятно и то, что христианское богословие развивалось в той среде, где эта граница разума акцентировалась меньше, чем потребность иметь некие положительные идеи о Боге и том, как возможно откровение Бога в человеке Иисусе Христе (откуда и это самое "единосущие" вместе со всем остальным). Тогда и само понятие "идея" было заметно иным.
Я, в общем, примерно одно и то же перепеваю на разные лады, но это во много от того, что у меня ощущение непонимания с Вашей стороны. М.б. я ошибаюсь, но мне кажется, что Вы приписываете мне логику типа "или - или", "если это подлежит критике, то это надо выкинуть" и т.п. Совсем нет. Я просто за плюрализм пониманий, соответствующий разнообразию парадигм мышления.
Reply
Бог всегда будет так выглядеть, если мы о Нем будем хоть что-то говорить. Если Бог может быть предметом нашего мышления, то Он так или иначе оказывается в одном ряду с другими предметами нашего мышления - назови Его хоть Творцом, хоть предельной Тайной, хоть Основанием бытия.
+++Несимволические о Боге у нас разве что только те слова, которые выражают саму человеческую постановку вопроса о Нем: "Основание бытия",+++
Т. е. Бог буквально есть «нижняя опорная часть предмета»? :)
+++ "предельная Тайна" и т.п.+++
Предельная тайна - это значит Неизвестное. Но если Неизвестное открыло нам нечто о Себе, и мы веруем, что это откровение истинно, значит Бог уже не только Неизвестное.
+++М.б. я ошибаюсь, но мне кажется, что Вы приписываете мне логику типа "или - или", "если это подлежит критике, то это надо выкинуть" и т.п.+++
Мне сложно судить, потому что Вы очень расплывчато выражаетесь. Но пока мне Ваша позиция представляется такой: если это подлежит критике, то в это можно не верить. А критике подлежит все катафатическое богословие. Ну, разве что для утверждения «Бог есть Основание бытия» Вы, видимо, делаете исключение. Т. е. какой-то элемент догматизма все-таки принимаете?
Reply
Leave a comment