Не так давно я в очередной раз встрял в обсуждение вопроса о личности-ипостаси - у
kiprian_sh, - а потом,
подосадовав на себя, что толку воду в ступе, решил, что
надо «подумать поперек» - в смысле выскочить из плоскости обсуждения. (Это похоже на известную задачку о спичках, для решения которой нужно от плоской фигуры перейти к объемной
(
Read more... )
1) Апелляция к отцам - естественный (и общепринятый) метод, но мне кажется неправильным приведённое его обоснование - "логика преемства". Не "чем древнее, тем точнее", а "чем святее". Кто живёт праведно, тот и истину чувствует чище.
И то толкования отцов не автоматически авторитетны, а через проверку "согласием отцов", для которой не всегда достаточно материала.
Так, древние апокрифы не все приняты Церковью, а иные древние святые усомневали, например, церковность "Апокалипсиса", который потом вошёл в канон - и т. д. Древность не аргумент.
2) Но вытекающий из факта "изменения базовых категорий" (каких?) познавательный пессимизм - это вообще отказ от опоры, путь к своемудрию. Опора - а) в Писании, и его надо понимать в "категориях" его времени, для чего их надо восстанавливать. б) в чине, который несёт форму, в которой переживалось содержание. Но в ней уже может переживаться и уже совсем другое содержание, что опять же требует "раскопок" (пример Шмемана - 19 толкований возгласа "Двери, двери". Форма осталась, содержание утеряно). "Даётся" не Истина (содержание) а свидетельство о ней (форма, "тусклое стекло").
В итоге я бы сформулировал вместо "полученную истину нужно сберегать и оберегать (помнить)": "через полученное свидетельство об Истине надо её пытаться понимать (восстанавливать) и удерживать". При этом смысл постигается не только умом ("категории"), но и деятельном переживании. А удержание происходит через воспроизводство переживания - и в службе, и в следовании тому, что понято как Истина.
Reply
"Чем святее", "чем чище живет" - не всегда срабатывает этот критерий. И сейчас бывают люди чистой жизни, и вне христианства. И тогда, во времена соборов не всегда чистота жизни и правомыслие совпадали в одном лице. Надо ли подтверждать примерами?
С другой стороны, попытки перевести на язык своего времени, современных категорий (см. там дискуссии в комментах), мб, и потеря опоры, но ведь не рали такой потери, а в силу утраты убедительности догматов и их обоснования.
Ваша формулировка - "через полученное свидетельство об Истине надо её пытаться понимать (восстанавливать) и удерживать". возражений не вызывает. Но вопрос в том, как этот императив реализовать.
Я попытался выделить апрорные установки, склоняющие к большему вниманию и доверию к либо отцам великих соборов, либо современному религиозному опыту и религиозной мысли.
Reply
Возвращаясь к теме: "Догматы я понимаю, но они уже не убедительны"? - В этом предложении концовка делает неубедительным начало. Если понимаю, то изложу убедительно. Но вопрос о читателе - почему доверится моему изложению, а не пустится изучать древнюю форму и древние реалии?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
О. Меня прочитал, перевернуло. Где он был, туда и пошел.
Reply
Reply
Спасибо о. Александру Меню, он создал-таки незашоренную, хоть как-то близкую к западной среду при том, что сам никаким либеральным богословом не был. И о. Георгию Кочеткову: парадоксально, но у него тоже местами получился "креативный протобульон" :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment