музыкальный автопоэзис

Mar 05, 2015 15:04

Мало слушаю музыку (даром, что жена - музыкант :). Особенно в сравнении с "младым и незнакомым" с наушниками в ушах.
Наткнулся в ленте на"> Гребенщикова. "Девушки танцуют одни". Прослушал не без чувства, "ушко заалелось тронуто". Вспомнил. Было время любил такое. Потом стал воспринимать Г. ("и всякого прочего Окуджаву" - да простят мне и живой, и ( Read more... )

я, Липавский, автопоэзис, музыка, чинари

Leave a comment

a_pollaiolo March 6 2015, 09:16:24 UTC
Музыка апеллирует непосредственно к эстетическому чувству, минуя разум. Остальные виды искусства тоже, но в меньшей мере, поскольку являются более предметными, а предмет легко становится добычей рационального рассуждения. Даже в архитектуре, которую называли "застывшей музыкой", можно рассуждать о пропорциях, геометрической композиции, ритме, пластике и т.д., а уж если начинаются рассуждения о функции, то это конец архитектуры как искусства. Я почти не сомневаюсь, что эстетическое чувство и есть то умозрение, которое открывает человеку платоновский мир идей и в работе которого заключается вся духовная жизнь. И рационализм - главный враг этого органа чувств.

Reply

gignomai March 6 2015, 10:07:02 UTC
Тут есть опасность - впадения в мисологию, которую резко осуждал Платон. Что считать рационализмом? Что считать логикой? "Чувство" - низшая и вторичная, сопровождающая форма активности. Душевное в отличие от духовного, от логоса. Платон не был за чувство против разума. И хотя есть, конечно, и "эстетические чувства", но они лишь сопровождают эстетическую мысль.

Reply

a_pollaiolo March 7 2015, 00:20:42 UTC
Так они ведь не просто сопровождают эстетическую мысль, а порождают ее и движут. Думаю, надо подчеркнуть, что чувства есть двух видов. Платон, конечно, был за разум против физических чувств, однако сам по себе разум не может постичь мир идей. Во главу угла Платон ставил не разум, а высокую любовь, которая есть чувство, освобожденное от физической составляющей, и которая определяется как влечение к красоте, то есть не что иное, как эстетическое чувство. Разум призван быть арбитром между высокими и низкими чувствами, но не может претендовать на постижение истины сам по себе, не будучи движим высоким чувством, поэтому Платон был против холодного разума, так же как и против грубой чувственности. Полагаю, именно поэтому идея "очищения чувств" часто встречается в древних литургических текстах Восточной церкви, более связанной с неоплатонической традицией, чем Запад.

Reply

gignomai March 7 2015, 07:57:32 UTC
С чувствами много путаницы. Чувствами называют и то, что сейчас называют ощущениями ("очищение чувств" - это про них), и эмоции. И то, и другое, конечно же, участвует в мышлении, но все-таки не на главной роли. А любовь - никак не эмоция, это очень бедное представление, эмоций в ней, с нею, при ней и от нее - тьма тьмущая, притом разных... :)

Reply

a_pollaiolo March 7 2015, 15:37:03 UTC
Но во всяком случае, любовь не является актом рационального мышления, хотя, безусловно, может быть стимулирована и корректирована средствами разума. Наверное, можно сказать, что в идеале интеллектуальное и сенсетивное начало сплетены в ей в неразделимую цельность. То есть противоречие не столько между разумом и чувством сколько между чувством духовным и душевным, а разум может принимать ту или иную сторону. Обычно рационализмом называют мировоззрение, базирующееся на союзе разума с душевным, то есть физическим, чувством.

Reply


Leave a comment

Up