читая Родина: истинное мужество

Sep 10, 2014 14:20

Платоновский Сократ в разных диалогах делает эту работу - строит определения. В своем смысле, не попперовском, разумеется: отвечая на вопрос, что есть то-то по истине. Делает это он с помощью диэрезы (дихотомического разделения). Берется некоторый термин, родовой, и по некоторому признаку разделяется на два видовых термина, один из которых имеет этот признак, другой нет. И так делается с разными признаками до тех пор, пока в результате мы не получим термин, который изначально хотели определить.
Но, вспомним, у Платона - это не произвольное разбиение на виды, а поиск ответа, что есть вещь именуемая термином на самом деле. И чтобы такое определение получить он пользуется "эйдетической верификацией" (термин Родина). Для этого с самого начала признак для диэретического шага выбирается "глядя на саму вещь" (признак-верификатор); это "термин выявляющий 'собственное' (собственный смысл и собственное существование) родового термина (эйдос), тогда как другая часть - "несобственная" (призрак), "в которой данным родовым термином названо на самом деле нечто иное, то, что названо этим именем не само по себе, а в отношении к другому".
Пример из диалога "Протагор" - определение мужества. В качестве родового термина берется смелость. Но для Сократа немыслима добродетель (а речь о добродетели), не связанная с мудростью и знанием. Посему берется верификатор - знание. Эйдос - то, что нужно: мужество (смелось в сочетании со знанием военного искусства), а призрак - бешенство.
А всё это подводит нас к проблеме, на которой, по Родину, забуксовал Платон - проблеме "ложного вида", и от которой отправлялся Аристотель.

Платон, определение, Родин, мужество, диэреза

Previous post Next post
Up