testis-mutus сурово высказался у себя в ЖЖ о дневниках о. Александра Шмемана (
http://testis-mutus.livejournal.com/52944.html?mode), которые я некогда восхищенно читал и обсуждал. Убедительно высказался. Для меня повод задуматься о дефектах своего восприятия...
Но вот о чем я еще подумал. Среди прочих отталкивающих черт дневника (а значит, и мировосприятия Ш.) testis-mutus называет "сведение всех литургических переживаний только к радости (и ерническое отталкивание от остальных, прежде всего, от покаяния и сокрушения)". Это - за исключением, может быть, характеристики "ерническое", в справедливости которой я сомневаюсь - абсолютно точно! И не только в отношении собственно литургических переживаний, но и жизненных переживаний вообще: много радости и стремления к радости и почти нет покаяния и сокрушения.
И я подумал: а ведь в этих двух словах "радость и сокрушение" - формула христианского отношения к жизни: радость об искуплении, победе Христа над смертью, открытом пути в Царство И горе, сокрушение о том, что я-то этого недостоин, подлежу справедливо суровому Суду, мне этот путь закрыт. И даже, надеясь на бесконечное милосердие и прощение, все равно скорблю, что оскорбляю любящего Бога своим своим недостоинством.
ОБА эти чувства, душевных состояния, неотъемлемы от христианства. Как они совмещаются?
Литургически Церковь распределила их между праздниками и постами, предельно сблизив во времени - Великий Пост и Пасха. И в молитвенном правиле - чередуя покаянные просьбы о помиловании с благодарениями.
Одна из индивидуально найденных формул принадлежит В.В.Розанову: "Я - свинёнок, но меня Бог любит". Несколько легкомысленно, пожалуй. Но, думаю, очень точно передает глубинное чувство не-подвижников (моё, например). А стоит только начать вглядываться в эти две сближенных бездны - "свинёнок" и "Бог любит" - как такое открывается...
И чтобы передохнуть и отвлечься... садишься за компьютер и пишешь в ЖЖ.