Читаю Иоанна Дамаскина 1

Nov 20, 2007 18:56

Давно добирался, а тут в связи с попыткой подумать о логосах сущих (на материале статьи Петрова) понял, что НАДО. Основной его труд, "Источник знания", состоит из трех частей: Философские главы, Книги о ересях и Точного изложения православной веры. Пока прочитал первую и намерен в ближайшее время представить резюме понятого. Это - то, что как раз сейчас мне и нужно; работа компилятивная, суммирующая то, что св. отец счел нужным выбрать из "еллинских борзостей", слегка подкорректировав для нужд православного богословия. Сводка основных понятий. А резюме нужно (мне самому), потому что там много повторов и отвлечений на омонимию (как и у Аристотеля, которому ИД в основном следует).
Книгу же о ересях я только бегло просмотрел. Но вот начало ее мне показалось очень любопытно:
"Всех ересей матерей и первообразов четыре, именно: 1) варварство, 2) скифство, 3) эллинство, 4) иудейство". Последующее изложение того, как возникали эти "матери и первообразы" и как от них происходили собственно христианские ереси не кажется вполне достоверным. Но это и не суть важно. Здесь, по-моему, замечательный генетико-типологический заход, которым вполне можно воспользоваться и не принимая конкретных исторических выводов и характеристик ИД.
Не берусь сейчас развивать такую типологию, только намечу. При этом понимая, вслед за ИД, ересь расширительно: все, кроме православия - ересь, включая и другие религии, и даже безрелигиозные мировоззрения.
1. Варварство названо, по ИД, так, потому что "тогдашние люди не имели какого-либо вождя или одного согласия, но что каждый устанавливал себе в предпочтении собственной воли, то и становилось для него законом". Сейчас этим надо бы кончить, ибо к этой категории можно отнести все, что измышляется "в предпочтении собственной воли" и с опорой исключительно на индивидуальный опыт.
2. Эллинство. Историческое эллинство для ИД - лишь ярчайшее выражение широкой тенденции, к которой относится и Египет. Но, конечно, главными современными представителями этой категории можно, видимо, считать всю широкую область философии в роли религии (жизнеопределяющего мировоззрения) и философской религии.
3. Скифство. Сюда бы я отнес шаманизм, многообразные формы восточного мистицизма и оккультизма.
4. Что касается "иудейства" как типологической категории, то, помимо одноименной религии и ислама, сюда попадут многие протестантские конфессии.
Впрочем, перечитав написанное, понял, что вся конкретика очень уязвима. Я и не настаиваю. Возможно, правильней интерпретировать типологию ИД не через наложение на религиозную карту мира, а духовно-антропологически - как духовные типы или установки. Но что-то в этом точно есть.

ересь, антропология, /otgovorki, типология, Иоанн Дамаскин

Previous post Next post
Up