Что-то я вдруг усомнился в первейшей нравственной заповеди христианства: прощать врагов. Поясню. Альтернативой прощению является мщение, возмездие, кара, наказание - пишу через запятую, поскольку не вижу разницы по существу
( Read more... )
Если я не прощаю, то застреваю в ситуации, это отнимает время и эмоции. Потом, лично мне какие-то способы отмщения всё время в голову приходят неприятные, конструктивнее воздержаться. В-третьих, если уж начинаешь мстить, тебе тут же на это отвечают какой-нибудь очередной неприятностью. Уж лучше без этого, противно и скучно. (И я не учу давать сдачи, как и меня не учили).
Я так понимаю: у Вас девочки. Большинство родителей мальчиков Вашу тактику не примут, думаю. И не уверен, что они не правы. Я-то сам никогда сдачи давать не умел, но что-то мне чудится, что это изъян в моем становлении. Тут же еще важно, почему не дается сдача - по слабости и трусости или от превосходства силы, внешней или внутренней.
Когда об этом говорят, как-то забывают, что прощение - это прежде всего внутреннее (простил = освободил и освободился). Противоположность прощения - не дать сдачи, а отдаться гневу или обиде. Теоретически можно простить и убить. Теоретически.
А вообще гневаться, обижаться, затаивать обиду - всё это естественно. Но христианство вроде как больше о том, что сверх) Нельзя же метафизический тезис судить мирской меркой)
Я согласен насчет "сверх" и метафизики. Но вопрос, который обсуждаю: что из этого практически следует? Хорошо: желаемое - внутренне простить и освободиться. Но ведь чувства нам напрямую неподвластны. Так что скорее приведет к освобождению человека (не святого) - дать сдачи или стерпеть? И чему вы учли (или бы учили) сына - давать сдачи или стушевываться?
как это неподвластны? очень даже подвластны) вообще, что такое человек, если смотреть на него по-христиански? Глубоко несвободное существо, запутавшееся в мирских зависимостях, порабощённое миром. При этом христианство вменяет любовь к ближнему и даже видит в этом уподобление Богу. А несвобода мешает любить и вообще калечит душу. Нужно освободиться. Прощение - один из путей к освобождению и восстановление способности любить. Где-то так.
Кстати, вы когда говорите "стерпеть", вы совершенно неправильно трактуете. Стерпеть значит подавить обиду. Не нужно подавлять. Нужно простить.
"И чему вы учли (или бы учили) сына - давать сдачи или стушевываться?"
По первому впечатлению - очень убедительно говорите: "Оба решения позитивны. Даже более того, чтобы один мог упражняться в совершенствовании, другому волей-неволей приходится выжигать вражьи города". Беда, кажется, в том, что мы живем, говоря словами К.Леонтьева, в эпоху вторичного уравнительного смешения и подмены всего и вся. Призывы к прощению и непротивлению злу оказываются орудием этого зла.
Тоже верно. Но в любую эпоху призыв простить и не воздавать по заслугам, обращённый не к (очень смягчаем требования, предъявлявшиеся Христом) схимонаху или юродивому, должен восприниматься как хуцпа, наглая разводка.
Кстати, если абстрагировать этот принцип от христианства, то его можно обнаружить в основе некоторых восточных единоборств. Айкидо - это чистой воды непротивление, положенное в основу боевой техники и одновременно метафизики (побеждать, не сопротивляясь силе противника, предоставить противнику победить самого себя). Это, конечно, не христианство. Но, если вдуматься, определённое родство есть.
Айкидо - это чистой воды бон, чтобы противник поскользнулся и убился сам. Непротивление - огромная сила, а не слабость, как полагает уважаемый Гигномай.
Кулак бьет только по внешности, а прощение затрагивает суть. Другое дело, что нигде не сказано, что от прощения враг вот прям возьмет, тут же раскается, расплачется, и на земле будет рай. Такое только в советских мультиках бывает и в примитивных житиях святых.
Мальчишкам подраться - абсолютно нормально, никаким заповедям не противоречит. Избегаь драк еще лучше, если не из трусости, а по благоразумию. Взрослому мужчине подлецу по морде дать - тоже нормально, "не бей никакого негодяя по морде" - такой заповеди нет. Лелеять в себе обиду и мстить - неконструктивно, себе этим больше вреда причиняешь, чем обидчику, даже и не зная заповедей, чисто прагматически ни к чему. Это все прагматика. А могий вместити прощение врагу - да вместит, это заповедь. Своему, понятно, врагу личному. Врага, который убивает твоих близких, - убивать спокойно, без ненависти, и обиды. За прочие преступление кесарь карает, у него послушание такое, тоже без ненависти и не из мести. Все просто на самом деле.
Всё у Вас всегда просто - на диво прямо :) Вы хорошо по полочкам разложили, но беда в том, что сейчас все полочки поломалист и все перемешалось. По Леонтьеву, как я Богомилосу напомнил.
Comments 80
Reply
Reply
Reply
Большинство родителей мальчиков Вашу тактику не примут, думаю. И не уверен, что они не правы.
Я-то сам никогда сдачи давать не умел, но что-то мне чудится, что это изъян в моем становлении. Тут же еще важно, почему не дается сдача - по слабости и трусости или от превосходства силы, внешней или внутренней.
Reply
А вообще гневаться, обижаться, затаивать обиду - всё это естественно. Но христианство вроде как больше о том, что сверх) Нельзя же метафизический тезис судить мирской меркой)
Reply
Reply
Но вопрос, который обсуждаю: что из этого практически следует?
Хорошо: желаемое - внутренне простить и освободиться. Но ведь чувства нам напрямую неподвластны. Так что скорее приведет к освобождению человека (не святого) - дать сдачи или стерпеть?
И чему вы учли (или бы учили) сына - давать сдачи или стушевываться?
Reply
Кстати, вы когда говорите "стерпеть", вы совершенно неправильно трактуете. Стерпеть значит подавить обиду. Не нужно подавлять. Нужно простить.
"И чему вы учли (или бы учили) сына - давать сдачи или стушевываться?"
Ну это совсем уже несерьёзно.
Reply
Reply
Беда, кажется, в том, что мы живем, говоря словами К.Леонтьева, в эпоху вторичного уравнительного смешения и подмены всего и вся. Призывы к прощению и непротивлению злу оказываются орудием этого зла.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вы хорошо по полочкам разложили, но беда в том, что сейчас все полочки поломалист и все перемешалось. По Леонтьеву, как я Богомилосу напомнил.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment