Читаю "Путь актера" Михаила Чехова. У него театр, актерство - аскеза, духовно-телесная практика и антропология.
Вот:
"Как неверно мы, актеры, изображаем на сцене смерть" Мы слишком много внимания уделяем тем физиологическим процессам, которые, как нам кажется, и дают картину смерти. Но это неверно и нехудожественно уже по тому одному, что натуралистическое изображение физических предсмертных мучений человека не может быть искусством. ... Смерть на сцене должна быть показана как замедление и исчезновение чувства времени. Актер, играющий смерть, должен в этом месте так построить ритмический и метрический рисунок своей роли, чтобы публика, следя за ним, чувствовала замедление времени и незаметно пришла к той точке, где замедленный темп как бы на секунду останавливается. И эта остановка даст впечатление смерти".
Этому пассажу предшествует рассказ о том, как умирал его отец, в котором запоминаются не физические подробности болезненного умирания, а фраза, сказанная незадолго до конца, когда отец стал впадать в бредовые состояния:
"Как обидно, я прожил такую длинную жизнь, и что же вижу перед смертью? Какие-то поезда с гусями! Как обидно глупо!".