Не дожидаясь, когда будет время для намеченного последовательного обсуждения "Эвдемовой этики", хочу поделиться одним местом - из книги 7, о дружбе. Аристотель различает три вида дружбы, мотивированных соответственно добродетелью друга, пользой и удовольствием. Дружбу, основанную на добродетели, он считает самой настоящей, "первой", и ею мерит все другие. Она к тому же в идеальном случае предполагает и пользу, и удовольствие, верно понятые. В цитируемом ниже отрывке словом "действительность" переведено греческое energeia, как нечто свершившееся и самоценное, в отличие от возможности. И еще там замечательная, непередаваемая по-русски особенность: многообразное использование слова "philia" и производных от этого корня; переводчики поневоле заменяют эти формы многословными конструкциями.
"Если же дружба в действительности не бывает без удовольствия и выражается во взаимном предпочтении знакомства друг с другом, то, очевидно, вообще первая дружба есть взаимное предпочтение просто благ и удовольствий, поскольку это блага и удовольствия. А сама дружба есть свойство (eksis, лучше бы: состояние), которое и определяет это предпочтение. Ибо дело ее - действительность, сама же она не вне, но в самом любящем друге (philounti), тогда как всякая возможность - вне, ибо она или в ином, или [взятом как] иное. Вот почему дружба состоит в том, чтобы радоваться, а не в том, чтобы пользоваться взаимностью. ... А поскольку дружеское расположение в действительности есть привязанность к другу, поскольку он друг, сам же друг пользуется расположением друга тоже поскольку он друг (ho de philos philoumenon to philo he philos), а не потому, что он музыкант или врач, то удовольствие, стало быть, происходит от него, поскольку он есть таков, каков он есть, это и есть удовольствие дружбы. Ведь дружат с кем-нибудь, потому что это он, а не кто-то другой. Итак, если добродетельный человек не радует друга своей добродетелью, то это не первая дружба. И ничто из привходящего не должно мешать наслаждению благом".
Мысль вроде бы закончена. Но теперь держитесь - юмор Аристотеля!
"Ну а если дурной запах, что тогда? А тогда вот что: чтобы любить и желать кому-то добра, не обязательно жить вместе".