Две книги о мученичестве и предательстве

Jun 12, 2013 22:19

Прочитал "Силу и славу" Грэма Грина. Про судьбу священника в Мексике в эпоху гонений на Католическую Церковь. И сразу вспомнил другую книгу со сходным сюжетом - "Молчание" японца Сюсаку Эндо. Ситуации сходные, герои и исходы очень разные. Герой Эндо, воин Церкви, готов вытерпеть любые мучения, но отрекается от веры ради спасения от мучений своей паствы. Герой Грина... трудно даже сказать и он сам этого не может, что он совершает. Он пьет, в прошлом у него нарушение целибата и в настоящем ребенок в одной из деревень его бывшего прихода, он трус, очень боится боли. Он - очень плохой священник и сознает это, и признается в этом всякому встречному. Но он не спасает свою жизнь отречением и вступлением в брак, как его товарищ. И в ситуации, когда оставаться на родине священником означает верную смерть, он несколько раз не пользуется возможностью бежать, выполняя просьбы людей, которым он нужен. В том числе и просьбу того, кто сознательно его обманывает и выдает на смерть за вознаграждение (он знает о том, что имеет дело с человеком, который давно хочет его сдать, но в данном случае Иуда пришел с запиской от умирающего убийцы, который просит об исповеди).
Очень по-разному написаны эти книги. Японский роман - это схема нравственной проблемы. О герое не рассказано ничего (я, во всяком случае, не запомнил), кроме проблемной ситуации и того, что склоняет его к принятому парадоксальному решению: отречься. Никаких психологических деталей. Написано так, чтобы читатель мог "надеть" эту ситуацию на себя и решать, как бы поступил он. Да и другие герои - скорее, позиции, как правитель провинции, гонящий христиан как источник чужеземного влияния. Разве что, трусливый крестьянин, предающий героя и кающийся в этом, немного нпоминающий метиса-предателя из "Силы и славы".
В романе Грина потрясающе живые образы. Не только сам главный герой, но и священник-расстрига Хосе. И лейтенант, охотящийся за последним попом в его штате, чтобы в очищенной от церковной заразы стране построить счастливую жизнь. И двенадцатилетняя американка Корел, которая, хорошо подумав, решила, что Бога нет и которая без малейших колебаний дает приют преследуемому священнику. И еще - крестьяне, нищие, полицейские. Запоминаешь всех.
Это - разница. А общее, кроме сходства ситуаций, пожалуй, то, что в обоих историях - фактически, о любви как сути христианского подвига - как-то становится очевидно, что любовь - это не чувства, а действие, труд. Вот как-то так, такое моралите.

книги, любовь, подвиг

Previous post Next post
Up