И еще в каждой из этих категорий ребенок может оказаться здоровым (относительно) или больным. Для решения его судьбы существенно наличие или отсутствие заболевания или дефекта, требующих особых условий содержания, воспитания и образования.
Формулировки юридически не совсем корректные, т.к. лишение прав относится также к п. 1, а ограничение в правах - также к п. 5. Но смысл разделения понятен: причиной 3 и 4 является поведение родителей, признанное вредным или опасным для детей.
Чтобы не ограничивать постинг сухой систематикой, разберу первые два случая, чтобы больше к этой ситуации не возвращаться - этими детьми мы будем заниматься и знание их прошлого понадобится, когда мы встретим их позднее в разного рода сиротских учреждениях.
Итак, ситуация: женщина родила, а растить ребенка не хочет (не может). О морали не говорим, рассматриваем возможности - ее поведения и ответных действий окружающих.
Родить она может в роддоме или вне его.
Вариант 1, более благополучный: в роддоме.
Мать может быть одиночкой или замужней.
Если замужем, то родить может от мужа или другого.
Состояние в браке может быть фактическим или формальным; важный вариант - мигрантка, муж на родине, родила здесь от другого, иногда жертва насилия.
Подробно и заинтересованно эти и смежные ситуации обсуждаются женщинами, например,
вот здесь.
Почему все это важно?
Отказники. В роддоме мать имеет право отказаться от ребенка. После этого он сразу попадает в банк данных на усыновление (и эти младенцы - самая усыновляемая категория), а пока - в дом ребенка.
Если она одиночка, без проблем. Но если замужняя - нужно согласие мужа. А если он далеко или неизвестно где, или к нему по каким-то иным причинам нельзя обратиться? В этом случае по закону (который иногда из милости обходят) мать с ребенком выписывают. И возникает новая ситуация - с большой вероятностью она ребенка подкинет.
Подкидыши. Подкидывают также родившихся вне роддома.
Сама форма подкидывания может быть разной - от чудовищной, без какой-либо заботы о том, чтобы ребенок выжил (фактически, убийство, которое тоже бывает), до приноса в больницу с вымышленным объяснением (нашла). В промежутке - подъезды, электрички и т.д. Я останавливаюсь на этом, потому что здесь есть организационный вопрос: ради спасения брошенных детей вроде бы должно быть «окно», куда можно отнести «найденыша» и где его примут, не настаивая на объяснениях. (В том же обсуждении ссылаются на Украину, где такие «окна» организовала Церковь).
Подкидыш, попавший в руки представителей государства - врачей или сначала полиции, - также направляется в дом ребенка.
С домом ребенка связаны две группы вопросов.
Во-первых, здесь (сначала в роддоме) его наблюдают врачи и ставят диагнозы, от которых зависит его последующая судьба.
Во-вторых, время пребывания в доме ребенка - это время формирования жизненно важных функций. И здесь - два вектора, два направления возможных действий:
1) возможно скорее вызволить его из дома ребенка, поместить его в естественные для развития условия семьи,
2) обеспечить, опираясь на детскую психологию и физиологию, максимально благоприятные условия для развития ребенка в самом учреждении.
Это стоит отдельного поста.