Задачи, которые я ставил, обращаясь к израильской сиротской действительности, остались до конца не выполненными. Несколько вещей мне еще хотелось узнать:
- Сколько сирот в Израиле и сколько из них «социальных» - это, скорее, для порядка.
- Как устроена система в целом, как она управляется?
- Есть ли там брошенные дети?
Поскольку уже выяснено, что в приютах сейчас в основном дети, у которых живы родители, то хочется знать
- Как они туда попадают?
- Сохраняется ли и, если да, то как организовано общение детей с их родителями?
С первым я так и не справился, ну и ладно. Это не так уж важно для обсуждения российских проблем.
Система в целом устроена достаточно обычно. Сверху - Ministry of Welfare and Social Services. Детскими делами в нем занимается специальное отделение - Division for Personal and Social Affair. А внутри него дела распределяются между тремя службами - The Service for the Individual and Family Welfare, The Service for Children and Youth, The Child and Adoption Service (неохота перводить названия учреждений, всегда получается неуклюже). К нашим проблемам наибольшее отношение имеет последняя: Служба по вопросам детства и усыновления.
Есть что-то вроде наших собесов (social welfare services) на местах, они выполняют и функции опеки, и активна ювенальная юстиция. В случаях, когда в семьях не справляются с заботой о детях и, тем более, обращаются с ними дурно, детей забирают.
Вот здесь коротко перечислены беды, которым бывают подвержены израильские дети и которые требуют вмешательства, мне это пересказывать нужды нет.
Но вот, что важно: как я понял, забирая детей из семьи, стремятся не порвать связей, сохранить возможность возвращения.
Это, как я уже писал, одна из причин предпочтения интернатов усыновлению и фостеру. Но это же проявляется и иначе: в организации общения интернированных детей с родителями.
Не так уж много я пересмотрел, но мне повезло: наткнулся на очень поучительный материал. Приведу перевод
статьи из «Нью-Йорк Таймс» с таким названием - «Израиль предлагает хорошую альтернативу сиротским домам». Статья 1994 года, но я проверил: описанное учреждение успешно функционирует и сейчас. Маленькое пояснение «АМИТ» - еврейский акроним для «Организации волонтеров за иудаизм и Тору», сионистская организация, объединяющая добровольцев, работающих в области образования и воспитания еврейских детей.
«Спор, развязанный членом Палаты представителей Ньютом Гингричем о том, что лучше или хуже - фостер или сиротские дома, исходит из предположения, что возможны только эти два варианта, каждый со своими серьезными недостатками. Фостерная форма дешевле и ближе к семейной жизни, но подвержена коррупции и злоупотреблениям в отношении детей. Институциональная форма обеспечивает больший контроль, но ей недостает семейной среды и она дороже.
В Израиле с успехом осуществляется альтернатива тому и другому. В 1983 году наша организация открыла экспериментальное заведение в Иерусалиме, под названием АМИТ Бейт-Хайелед, для детей в возрасте от 6 до 14 лет, которых забрали из их семей органы опеки.
144 ребенка, находящиеся постоянно в Бейт-Хайеледе, живут в отдельных квартирах, представляющих собой замещающую семью. Каждая семья состоит из 12 мальчиков и девочек разных возрастов, семейной пары, тщательно отобранной и женщина, выпускницаa средней школы, представитель государства (performing national service - не вполне сумел понять, что обозначает эта квалификация).
Эти люди живут семьей, вместе едят, обсуждают школу и друзей, делают домашние задания, играют. Но им оказывается помощь, которую получают немногие семьи. Имеется центральная кухня (помимо квартирных кухонь), из которой семьям посылается обед. Предоставляются услуги прачечной. Это освобождает замещающих родителей, позволяя им сосредоточиться на детях.
В штат включены профессиональный психолог, консультант по вопросам воспитания (guidance) на полной ставке и социальный работник. Тьюторская программа помогает детям в выполнении домашних заданий. Есть компьютерный класс, библиотека, лазарет, кабинет логопеда, комнаты для игр и упражнений, кабинет психотерапевта (counseling) и синагога. Короче говоря, Бейт-Хайелед совмещает в себе достоинства семьи и учреждения, минимизируя их недостатки.
Бейт-Хайелед легко мог бы полностью принять на себя роль семьи. Но в соответствии с израильскими законами, нацеленными на сохранение связей между родителями и детьми, здесь способствуют поддержанию контактов между ребенком и его родителями, когда это возможно. Дети, когда это безопасно для них, посещают свою семью на один уикенд каждый месяц. Родители участвуют в праздновании дней рождения, которые отмечаются всем интернатом, и в парных со своими детьми мероприятиях.
Имеется также группа из 80 детей, живущих вне интерната. В отношении их родителей было решено, что они хотя бы в минимальной степени способны о них заботиться. Бейт-Хайелед облегчает им это: их рано утром забирает миниавтобус и все их физические, образовательные и эмоциональные потребности удовлетворяются в течение всего времени до конца дня, когда их возвращают домой. От родителей в учебные дни требуется только собрать их в школу утром и уложить спать вечером.
Родителям приходящих детей оказывается большая консультативная помощь по всем аспектам заботы о детях: надлежащая гигиена, поддержание дисциплины без физического и психического насилия, даже то, как играть с детьми. Делается все возможное, чтобы сохранить эти семьи, независимо от того, насколько мало времени они проводят вместе.
Из детей, выросших в Бейт-Хайеледе, говорит директор, Ницшия Элдар, 92% достигли «успешной взрослой жизни», которая оценивается по трем критериям: закончили школу, прошли военную службу и смогли найти работу. Некоторые вернулись в Бейт-Хайелед в качестве госслужащих (to fulfill their National Service, см. выше) или в качестве замещающих родителей. Практически все сохраняют контакт со своими замиещающими семьями.
Какова стоимость этого успеха? Годовой бюджет составляет от 8 до 9 тыс. долларов на ребенка, т.е. выше, чем стоимость фостера в США, но ниже, чем предполагаемые затраты на институциональное содержание. А если учесть, что детство, проведенное ребенком в таком интернате, поможет ему не стать клиентом программ по борьбе с наркоманией и исправительных учреждений, эти вложения представляются оправданными».
Ну, конечно, нужно сделать скидку на возможную необъективность, написала статью руководитель женской программы АМИТ, но всё же…
Один важный критерий успеха она, правда, забыла: способность создать собственную семью.
UPD. Еще одной вещи здесь нет или про нее забыли рассказать - общей жизни всего коллектива, детско-взрослой общности детского дома. Детского самоуправления. Объединений по инт ересам. А ведь это - ресурс, давамый именно этой формой организации жизни. Это тем более странно, что коллективизм распространен в Израиле (киббуцы). А мы сейчас имеено этим в первую очередь занимаемся, это стараемся развивать.