таинство покаяния без исповеди?

Dec 06, 2012 13:12

В фильме "Поп" есть эпизод, один из ключевых. Священник Василий служит на окупированной немцами территории в деревенском храме, где при Советах был клуб. Молодой партизан Алексей из этой деревни, у которого немцы убили любимую девушку, приходит в церковь (здесь начиналась его любовь) убить священника - для него тот предатель и символ зла, отнявшего ( Read more... )

покаяние, кино, исповедь

Leave a comment

Comments 45

tschausy December 6 2012, 09:39:38 UTC
Я полагаю, что поп в кино процитировал Христа.
Например - "иди и впредь не греши".
Блудница не исповедовала грех, но получила отпущение.

М.б. и еще какой-нибудь сюжет. Вроде - люби и благословляй врагов твоих, да причтется замысленное против меня (но не против Духа Святого) им в осуждение. И т.д.

Reply

gignomai December 6 2012, 09:49:09 UTC
Да, по смыслу так. Но там подчеркнуто использованы утвердившиеся формы церковного таинства, и Я хотел бы получить комментарий от священника или кого-то, знающего каноны, как это в этом плане - предусмотренная норма, исключение или что...

Reply

tschausy December 6 2012, 10:33:09 UTC
"НЕ причтется", разумеется.

Конечно, поп лучше знает.

Reply


hubris_ipod December 6 2012, 10:02:14 UTC
Гуглите "глухая исповедь", есть такое понятие.

Reply

gignomai December 6 2012, 10:25:46 UTC
Спасибо, узнал новое для меня понятие. Но я так понял, что признается "глухая" в смысле бессловесная, если человек говорить не может, но сознательное раскаяние как-то должно проявиться:

И в самом деле, что такое «глухая исповедь»? Исповедываться - значит поведать то, что кроется внутри меня, в моей душе, в уме и сердце, в моем сознании, и поведать это, то есть, выразить, открыть, обнаружить непременно какими бы то ни было внешними знаками, т. е. или словами, или, по недостатку этой способности, от природы ли или от тяжкой болезни, какими-нибудь другими, но непременно сознательными знаками и телодвижениями (http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie2/tainstvo_prichascheniya.shtml)

Reply

hubris_ipod December 6 2012, 10:40:43 UTC
Как Вы понимаете, я не специалист в этом вопросе, просто однажды присутствовал при такой исповеди, сопровождая епископа (или уже тогда архи -?) Марка в больницу к находящемуся на смерном одре полковнику Барат-Баратову. По-видимому, у того был инсульт, говорить он не мог. Но поскольку владыка знал его как примерного прихожанина, то и отпустил полковнику грехи, веря в его искреннее раскаяние, и причастил. Полковник и при смерти был орлом, а условия содержания в мюнхенском госпитале с трудом поддаются описанию.

Reply

gignomai December 6 2012, 11:15:11 UTC
Понятно. Все-таки существенно другая ситуация, чем в фильме. Хотя... где тут граница проявившегося или угадываемого движения души к раскаянию, невозможно решить отвлеченно... Спасибо.

Reply


akula_dolly December 6 2012, 10:16:18 UTC
Я бы тоже священника послушала. Но вообще-то в экстремальных условиях многое возможно, чего в обычных нельзя. Например, окрестить ребенка в некоторых случаях любой православный может. И тд.

Reply

gignomai December 6 2012, 10:34:12 UTC
Да-да, согласен. И со ссылкой на Христа, отпустившего грешницу. Но тут для понимания фильма важно, действовал ли священник по канонам или "по духу"?

Reply


hoddion December 6 2012, 10:27:13 UTC
Митр.Владимир Киевский (+1918) благословил и простил своих убийц перед тем, как они его расстреляли. Тоже без исповеди.

Reply

gignomai December 6 2012, 10:36:20 UTC
Хороший пример. Но он не накрывал их епитрахилью. Я выясняю, не как это по духу и правде, а по канонам, чтобы лучше понять действия попа.

Reply

hoddion December 6 2012, 10:42:48 UTC
Мне кажется, в кино напридумывали.

Митрополит совершил прощение и отпущение грехов in spe, в надежде, что его убийцы покаются после.

Reply

gignomai December 6 2012, 11:21:44 UTC
А я вот начал сомневаться, что есть жесткая граница между выраженным покаянием и угадываемой (духовно чутким священником) его возможностью после отпущения. Все-таки пример Христа, прощающего грешницу - может, наверно, рассматриваться как прообраз таинства. Но тут важно именно то, что ростки покаяния уже есть...

Reply


shkripka December 6 2012, 10:33:08 UTC
фильм не смотрела, но, вероятно, священник отпустил ему грех. По смыслу это вроде бы возможно и без выраженного желания грешника...

Reply

gignomai December 6 2012, 10:37:26 UTC
По смыслу простить можно всегда. Но все-таки интересно, что священники скажут.

Reply

hoddion December 6 2012, 10:43:29 UTC
Давайте спросим в christ_civ?

Reply

gignomai December 6 2012, 11:17:33 UTC
У меня во френдах есть несколько иереев и богословом, наткнутся на вопрос рано или поздно.

Reply


Leave a comment

Up