опять о проторелигиозности.
Упрямый, как Валаамова ослица, я продолжаю докапываться до смысла «проторелигиозности», уточняя в обсуждениях и сам вопрос - что, собственно, я хочу понять. Одна из ниточек - моя переписка с одним логиком, К.П. В ней уже с десяток писем, но я приведу два последних, письмо моего корреспондента и мой ответ.
(
Read more... )
1. Так что же это все-таки такое, по-Вашему, проторелигиозность? Что бы Вы положили на очерченное мною место или рядом?
Прежде всего, выбрал другой термин (хотя приятие/неприятие предложенного, конечно, от определения религиозности зависит).
Понимание, что мир устроен невообразимо сложнее, чем говорят нам "знания" (под устройством здесь понимаю не только порождающие алгоритмы, но и порожденное и порождаемое), может вырасти как трусость или как мудрость.
В первом случае возникает суеверие (в широком смысле, включая веру во власть инопланетян), во втором - некая более стройная парадигма, не обязательно религиозная. Две эти крайности сходятся в убеждении, что "возможно все".
2. Наблюдали ли Вы это в себе и (или) в других? Поподробнее, пожалуйста :)
В других проще, особенно, если с ними не соглашаешься :)
В себе наблюдал это, по меньшей мере, дважды.
* Когда-то в детстве "изобрел" солипсизм, и это стало началом примирения с миром.
* Позже, сформулировав себе вопрос-программу "Как устоен мир?", направился в сторону Вашего прото-. Лет за 10-15, через искусство и эзотерику, дошел до многообещающих гипотез. И - взрыв, просветление, "Эврика!" - до уверенности в их правильности (разумеется, вопрос о понимании всех деталей при этом не ставился и не ставится).
3. Как Вы думаете, от чего, от каких факторов зависит наличие или отсутствие у человека проторелигиозности (генетических, социальных, культурных…)?
От культурных, которые, в свою очередь, зависят от социальных и, если быть точным, предполагают некоторую приемлемую биологию (генетику).
4. Возможно ли пробуждение, формирование, развитие проторелигиозности - в себе, в других людях, в частности, в детях? (Положительный ответ на этот вопрос открывает альтернативу религиозной индоктринации, в том числе, «закону Божьему» в светской школе).
Мой положительный ответ следует из ответа на п.3. Или из удобной мне максимы "Человек способен на все".
Reply
Буду думать над Вашими ответами. Пока отозвалось указание на двойственность восприятия непознаваемого - как трусости и как мудрости.
Хотелось бы больше узнать о "многообещающих гипотезах", о Вашем нынешнем к ним отношении (кстати, и к солипсизму), и о "методологии" их выработки (эзотеризм, искусство).
Впрочем, посмотрю Ваш журнал, может, что-то пойму оттуда.
Reply
Leave a comment