Благодарю всех принявших участие в
обсуждении благодарности. Все реплики были в помощь. Замковый камень был положен в сегодняшнем разговоре (вне жж, по телефону) с одним из моих постоянных друзей-собеседников. Вот как выглядят итоговые тезисы.
1. Бессмысленно говорить о детской благодарности, не выяснив, что такое благодарность в ее зрелой и идеальной форме. (Как говорил К.Маркс, "ключ к анатомии обезьяны лежит в анатомии человека").
2. Благодарность, достойная внимания, это не ситуативно переживаемое чувство и не бухгалтерия взаимных расчетов, а устойчивое состояние и способ существования, приобретаемые мною как следствие пережитого опыта общения с другим, принятия другого как навсегда для меня реального и живого. Такая благодарность может быть в отношении как физически живого, так и умершего.
3. Такой способ существования охватывает и вовлекает человека целиком - и мыслью, и чувством, и действием.
4. Высшее проявление благодарности, в котором хотелось бы жить - это благодарность за само мое существование. Ясно кому.
5. Дети переживают, чувствуют многое и сильно. Но ни про что из этого сказать, что это - благодарность у нас нет оснований.
6. Развитие благодарного человека из ребенка происходит во множестве параллельно и во взаимодействии осуществляющихся процессов: развития и усложнения чувств, усвоения и исполнения культурных норм и представлений, развития мышления и нравственных понятий и т.д. и т.п.
Прошу прощения за некоторую "тяжелозвонкость" тона этих тезисов - хотелось вместить продуманное и проговоренное в максимально лапидарных формулировках....