Я все-таки приведу до конца (начало
здесь) эту запись из отцовского дневника, она очень для понимания его души и склада ума важна. Спасибо
sadovnica , что спросила в комменте к прошлому посту, и я ответил ей там, что это чувство равенства, которое у отца связывалось с всерьез воспринятыми идеалами революции, было так и пронесено им через всю жизнь. В конце жизни, очень многое пересмотрев в оценке фактов, он остался при тех же ценностях. И мне это дорого.
(Это ты из духа противоречия [нрзб] - сказала Аня. - Вы, конечно, не правы, Р.И., - сказала Л.Н. И т.д.).
Мне даже пришлось употребить несколько официальных слов: "В этом сила нашего государства!". Я пытался объяснить, что если подходить к сотрапезникам с точки зрения общих интересов, то для каждого 50%, ну пусть 1/3) состава бюро будет не менее чуждой, чем эти 15 уборщиц, о которых идет речь (следоват,, в существе лежат социальные различия, а не культурные). Что с такими требованиями к соседу по столу можно подходить к соседу-гостю на семейном вечере. Что эта массовка в честь итогов работы бюро, а в работе участвовали и уборщицы.
Что демократизм должен быть не только в официальном отсеке жизни ("на вечере я с удовольствием буду сидеть и с уборщицей"), а должен проникать в быт, и в область т.н. интимного.
Меня затюкали! Ни одного одинаковомыслящего. Позднее подошел Белько. И хотя логика его мыслей почти совпадала с моей ("Какой-нибудь профессор смотрит на З.Гр. так же, как З.Гр. на уборщицу. Ему с ней также не о чем будет разговаривать"). Но чувствовалось, что в глубине души он тоже не за уборщиц.
Потом в раздевалке я слышал беседу уборщиц о том же.
- Ни в одном заведении нет такого отношения к уборщицам. Работаем, а во всем обходят.
Обществ. деятели, объясняя им исключение их из списков, ссылались на Серг. Влад. [Ильюшина]. Он сказал: "Деньги за конструкторскую работу. Значит должны ехать только конструкторы".
Ясно, что спорить здесь было не из-за чего. Основа основ проявилась в этом небольшом вопросе: нет ничего сильнее социальных различий. Ведь, как ни скрывали от себя мои "идейные противники", не разность культ. уровней вызвала возмущение З.Гр. соседством уборщиц за столом. Если бы ей попался соседом глупый конструктор, она бы посетовала на скуку, но не возмущалась тем, что их посадили рядом.
С этим связано еще два общих вопроса.
1) Кто творит машину (в общем случае, кто является творцом)?
Руководитель ли (у нас), хозяин ли (в капит. общ.), работник творческого труда (в сознании интеллигента)? Или вся масса работников. Кто от кого зависит? (См., кажется, Писарев: "Дающий работу считается в России благодетелем").
Вправе ли клепальщик считать, что уборщица не создает самолет? А конструктор (рядовой) так же думает о рабочем. Если да, то нужно быть последовательным и считать, что главный конструктор может так же думать о нас, рядовых. Тогда незачем удивляться, что Сталинская премия за с-т выдается одному человеку, хотя работали над ним 5000.
К этому же: Во время революции обращаются к массе. Она опора. После нее - обращаются к руководителям. Они опора.
(И руководить так легче: пообещали нач. цеха премию в 3 оклада и он "выколотит" продукцию).
2) Как машина нац. угнетения строится на том, что каждый угнетаемый видит ниже себя еще кого-то (см. Гроссман, кажется, "Учитель"), так и классовое общество цементируется тем, что идея справедливости социальных различий проникает и в угнетенные слои.
К этому современное, из
воспоминаний Чубайса в ж-ле "Форбс": "представление о справедливости у народа мы сломали еще ваучерной приватизацией".