Напомню речь о посте a_brandt (теперь
verliebt_spatz) про
додумывание до конца. Поставленный им вопрос был там же, в комментах додуман, а
недавно вспомянут
otgovorki. Вот я в карельской тишине его и думаю.
Вот чего пока надумал.
"Конец", когда речь идет о деле (а ведь мысль - дело) - это результат, свершение. Оно может быть разным: (1) практическое действие (готовность к нему), т.е. изменение мира - этот вариант первым назван в комменте
otgovorki; (2) знание, новая картина мира; (3) изменение себя; (4) другая мысль - более совершенная или продвигающая. Конец-результат может быть предвиденным, к которому мыслящий стремился, или неожиданным.
Если взять мышление в целом, то его "конец", цель - истина. Для практических целей мышление можно считать бесконечным. Но что тогда отдельная мысль и как ее отделить? Акт, единица мышления? Ведь граница будет условна - другую мысль (вариант 4) можно рассматривать как более высокое качество первой. Тогда "додумывание до конца" можно мыслить как достижение мыслью состояния зрелости - из недомыслия к настоящей мысли. И тогда встает вопрос о критериях настоящей мысли. Возможно, она должна быть рефлексивной, сознавать свои основания (еще один вариант, названный
otgovorki). Но она точно должна быть продвигающей, энтелехийной.
Ну и, наконец, что же мешает мысли быть продвигаюшей? Страх (именно о нем, как я понимаю, писал в
исходном посте a_brandt. И лень ("Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь...").
(Мне именно это приходит на ум, когда я думаю о причинах удручающей неэффективности своего многолетнего думания).
Ну и еще одно.
Как дело человеческой жизни, в христианской перспективе мышление ради спасения, или, может быть, обожения. И тогда его бесконечность получает еще дополнительный смысл, который когда-то поразил меня у Климента Александрийского в интерпретации А.Шуфрина. Для ценителей тонкой богословской работы - об этом
тут.