кровь, жертва, память

Mar 03, 2010 01:31

Задумался над рассказом о первом человекоубийстве и тотчас вспомнил монаха Максиана, который обсуждал со мной вопрос о том, почему Богу Авелева кровавая жертва была угодней Каиновой, растительной, и вообще о смысле ЖЕРТВЫ. Я писал об этом здесь, поминая о. Максиан. Там и про него, что вспомнил.
А почему все-таки? Мне как-то не по душе обычное объяснение, что Каин жертвовал нещедро, халтурно. Т.е., может, это и так, но в чем именно несовершенство его жертвы? Думаю, это связано с тем, что кровь для древних несла в себе душу и полноценным символическим заместителем самопожертвования могло быть только принесение в жертву одушевленного существа. Человека, потом животного и, наконец, "жертва Богу - дух сокрушен". Ведь и христианская Жертва на литургии - кровавая, там Кровь Нового Завета...
А если о смысле жертвы, то приведу в вольном персказе мысль Е.Л.Шифферса (не поручусь, впрочем, что он в свою очередь не кого-то из отцов пересказал), что жертва, крест составляют самое существо человека...
Там еще, перед убийством, Бог спрашивает Каина "почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит". Тут ведь суть в зависти, ревности, в неспособности порадоваться за другого, т.е. опять-таки в жертве. Не прошел испытания.

Библия, кровь, жертва, душа

Previous post Next post
Up