Кант и Аристотель

Dec 20, 2024 12:59


В поворотной, как полагаем мы с Куно Фишером, работе о «введении в философию отрицательных величин», Кант жестко разводит логическое основание и физическое, основание (в смысле резона) и причину. И делает он это, привлекая математическое понятие отрицательной величины, показывая отличие логического и реального отрицания - на примерах ( Read more... )

Кант, Аристотель

Leave a comment

algaginsky December 20 2024, 10:58:52 UTC

Скажите, пожалуйста, а почему "Введение в отриц. величины" является поворотным? Очень интересно.

Privatio он взял не напрямую из Аристотеля, а через схоластику такое понимание попало, вероятно, в школьную традицию к немцам, так что Кант здесь просто воспроизводит общее место. Например, состояние покоя рассматривалось как лишенность движения, нагревание воды - как лишение ею своего естественного состояния: «На самом деле, интегрированность в научные, метафизические и теологические теории была такой, что термин “зло” мог использоваться в научных моделях просто как другой пример лишенности» [Newlands, 2019, 293-294].

Newlands S. Evils, Privations, and the Early Moderns // Evil: A History / Ed. A. Chignell. Oxford, 2019. P. 273-305.

Reply

gignomai December 20 2024, 12:08:23 UTC

Большое спасибо за справку и ссылку!

Поворотное в нем (отчасти уже в более раннем "Новом освещении первых принципов метафизического познания") - то, что он здесь жестко разделяет логическое основание и причину (Лейбниц этого не делал). Это ведь, имхо, шаг из рационалистической метафизики в сторону критицизма - хотя, конечно, предстоит еще двигаться.

Да, надо посмотреть Ньюлэндса: действительно ли такое понимание лишенности было общим местом. Кант спорит с Крузием и Лейбницем: для Лейбница зло было просто отсутствием добра.

Reply

algaginsky December 20 2024, 12:53:36 UTC

Ясно, спасибо!

Отсутствие - это лишенность.

Reply

ne_sbylos December 20 2024, 14:59:38 UTC

А не предполагает ли "лишенность", что нечто до того уже как бы имелось? "Отсутствие" же свободно от такой коннотации... Что-то подобное отличает "неудачника" от "лузера".

Reply

algaginsky December 22 2024, 16:29:41 UTC

Да, так можно различить, конечно. Но часто их как синонимы использовали.

Reply

gignomai December 20 2024, 15:21:06 UTC

Хочу дополнить. Признание того, что вещь не сводима к понятию о ней - это шаг к представлению о вещи в себе.

Reply

algaginsky December 22 2024, 16:30:47 UTC

И тем не менее понятие полностью выражает вещь. 100 талеров реальные и представляемые различаются лишь бытием.

Reply

gignomai December 22 2024, 19:37:51 UTC
Это если вещь - реализация понятия, как 100 талеров. Но это далеко не всегда так.

Reply

algaginsky December 23 2024, 08:49:48 UTC

Это уже непонятно. Как вещь может быть без понятия? Такую ни назвать, ни представить нельзя. Вещь сама по себе - тоже "вещь", т.е. некой определенностью все же обладает.

Reply

gignomai December 23 2024, 09:03:57 UTC

Я не говорил, что не понятия у веще, я сказал "не является реализацией понятия", т.е. наличное у нас понятие о вещи не охватывает ее полностью, в ней могут быть неожиданности.

Reply

algaginsky December 23 2024, 18:30:08 UTC

Я с Вами согласен, но мне кажется, что по Канту это не так. Во всяком случае, в примере со 100 талерами речь идет именно о том, что в вещи не содержится больше того, что есть в понятии.

Reply

gignomai December 23 2024, 18:33:56 UTC

Про талеры согласен. Но этот пример не для иллюстрации вещи-в-себе.

Reply


Leave a comment

Up