Предчувствую, что мне не очень придется по душе зрелый, критический Кант, а вот докритический, с его живым воображением и замечательной способностью к систематизации - хорош. Из «Естественной истории и теории неба»:
«Деятельность размышления и освещаемых разумом представлений - утомительное состояние, в которое душа не может прийти без
(
Read more... )
Comments 6
::Предчувствую, что мне не очень придется по душе зрелый, критический Кант, а вот докритический, с его живым воображением и замечательной способностью к систематизации - хорош.
Что именно предчувствуете? Что его живое воображение будет похоронено под академичностью изложения? Или что потускнеет его способность к систематизации? Тут все, конечно, зависит от смысла, который Вы вкладываете в понятия «живое воображение» и «способность к систематизации».
1-й абзац указывает на обратную пропорциональность: «естественные склонности тела возвращают ее [душу] в ПАССИВНОЕ состояние, когда чувственные раздражения ОПРЕДЕЛЯЮТ ВСЮ ее деятельность и управляют ею. Эта косность мыслительной способности ... представляет собой источник не только пороков, НО И ЗАБЛУЖДЕНИЙ.»
Дерутся, если говорить нормальным человеческим языком. У Фёдора Михайловича Достоевского: «бранятся». Боже, какой язык! Какой язык!
2-й абзац утверждает прямую пропорциональность: «Из-за этой зависимости духовные способности УБЫВАЮТ ВМЕСТЕ с живостью тела»
То есть ровно в тот момент ( ... )
Reply
Что именно предчувствуете?
ПредЧУВСТВие на то и предчувствие, что объяснить трудно. Поленюсь ))
К Флоренскому Вы откровенно цепляетесь, брюзжите. Мысль о том, что со старением тела дух освобождается от страстей не нова (первое известное высказывание такого рода Софоклу, кажется, принадлежит), но вполне понятно. И слово "духовные" нет нужды всякий раз пояснять.
За предельной удаленностью от футбола сравнение не оценил.
Следующий том - Кант же, потом, да, Фихте. Его, кстати, много наиздавали.
За сочувствие спасибо. Но мой интерес, кажется, сильно отличается от Вашего. Так что ... "ино побредем дале".
Reply
::Мысль о том, что со старением тела дух освобождается от страстей не нова
Я знаю. Но вот мысль о том, что «духовные способности УБЫВАЮТ ВМЕСТЕ с живостью тела», весьма сомнительна. И потому вопрос о том, что тут понимается под духовными способностями правомерен. Какие-то свойства духовные способности возможно и теряют: «быстрота мысли, ясность представлений (???), живость ума и память становятся слабыми и замирают», но убывают ли они по всем возможным параметрам?
И когда между «быстротой мысли» и «живостью ума» под шумок вклинивается еще и «ясность представлений», то трудно понять, что тут - обычная юношеская болтливость или намеренная нечистоплотность.
Про Флоренского не понял. Я о нем вообще не говорил.
Reply
Про Флоренского не понял. Я о нем вообще не говорил.
Виноват. Я почти в то же время опубликовал предисловие Флоренского к "Физической монадологии" и спутал - думал, Вы на него откликнулись.
А о том, что "быстрота мысли, ясность представлений, живость ума и память" слабеют с возрастом, позвольте уж мне судить в моем возрасте. Невнимательность к тому, на что Вы отреагировали, - тому пример )) Увы, мы зависим от тела. Противостоять этому можно, но до некоторого предела.
Reply
Leave a comment