У меня нет никаких суждений про посмертие. Церковь, вокруг которой я большую часть прожитой жизни хожу, то дерзая войти вовнутрь, то возвращаясь на паперть или вовсе в темные переулки или продуваемые пустоши, вписала в свой символ веры слова «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века» («эона» по-гречески). Обратите внимание на модальность:
(
Read more... )
Мнѣ кажется, тутъ недостаётъ какого-то промежуточнаго уровня. Кромѣ вѣры и эмпирическаго знанiя, есть ещё нѣкое абстрактное знанiе, сродни математическому. Сѵмволъ вѣры - это скорѣе уточненiе по важнымъ и апрiорно неочевиднымъ частностямъ.
А внѣ этихъ частностей - не обязательно слушать радiо "Радонежъ", чтобы догадаться, что дважды два - четыре; что мы не являемся авторами собственныхъ жизней, онѣ намъ Кѣмъ-то подарены; что продолженiе нашего существованiя зависитъ отъ милосердiя, а не нашихъ (чаще воображаемыхъ) добродѣтелей; что перспектива Вѣчной Жизни весьма вѣроятна хотя бы потому, что наше обыденное воспрiятiе времени очень далеко отъ сути дѣла (буддистъ сказалъ бы: время иллюзорно).
Но точно такъ же можно заподозрить, что естественное состоянiе нашихъ душъ (или, если угодно, то состоянiе мiра, которое мы способны творить сами) - это глубочайшее, безнадёжное одиночество. Иначе говоря, смерти-то нѣтъ, но вотъ "тьма кромѣшная" (т. е. "наружная") - видимо, вполнѣ реальна. Въ этомъ смыслѣ мотивъ "договорить", видимо, абсолютно правильный, а его осуществимость (зависящую отъ милосерднаго вмѣшательства Творца) можно считать критерiальной.
Reply
Leave a comment