(no subject)

Dec 14, 2022 12:03


«Главным предметом обвинения [Декарта со стороны церковной власти] служила очевидная несогласуемость картезианской метафизики с церковным учением о причастии. Если формам приписывается уже не субстанциальное значение, как у схоластиков, а лишь акцидентальное, если они суть лишь модификации субстанций и должны быть неразделимо соединены с последними, то абсолютно невозможно, чтобы форма и свойства сохранялись в то время, как сама вещь изменяется, и потому - в применении к вопросу, имеющему выдающийся церковный интерес, - невозможно также, чтобы в образе и свойствах хлеба и вина являлись тело и кровь Христовы. Декарт учит, что при всех условиях субстанция сохраняется, а формы изменяются; церковь учит, что в таинстве евхаристии формы сохраняются, а субстанция испытывает превращение. По принципам философа возможна трансформация, но никак не транссубстанциация; по вероучению церкви в высшем из таинств осуществляется обратное».

Записываю для последующей медитации. Вопрос о форме/субстанции - явно ключевой. С того времени, к которому относится этот пассаж произошла, кажется, антиметафизическая революция (или «путч» - в зависимости о отношения), релятивизировавшая отношения Ф/С. Что форма, а что субстанция стало считаться зависящим от решаемой задачи... Ну, и как такой взгляд сказывается на понимании пресуществления в евхаристии?

субстанция, пресуществление, форма, евхаристия, Декарт

Previous post Next post
Up