Жизненная позиция Декарта в изложении Куно Фишера:
«Истину нельзя воспринять извне, ее надо искать на самостоятельно открытом и проложенном пути; этим правильным и верным путем служит метод, уже существующий в математике и логике; теперь надлежит сделать его универсальным, т. е. философским, упростить и освободить от всех недостатков и односторонности. Декарт уже начинает постигать известные правила, указующие путь ищущему истину духу: познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Темные представления следует разлагать на их составные части и прояснять их медленно, шаг за шагом. Ясные представления надо так систематизировать и сочетать, чтобы их связь была не менее ясна, чем они сами. Сначала все темно. Поэтому нужен сплошной и основательный анализ наших представлений, разложение их на простейшие элементы, неразложимость которых равносильна абсолютной ясности и достоверности. Недостаточно только знать эти правила, нужно и следовать им; они требуют самопознания, которое проливает свет на самые глубины человеческого существа и которому должны быть посвящены все духовные силы, а значит, вся жизнь, которое указывает на самообучение как на единственную цель. Всякая зависимость от чужих мнений есть отклонение от этой цели, есть ложный шаг в жизни, которая должна сохранять полнейшую самостоятельность в мышлении и суждении.
Но эта самостоятельность не простирается за пределы мысли; дальше она не должна и не может идти. Здесь находится граница, несоблюдение которой было бы также ложным шагом; поэтому самообучение требует вместе с тем и величайшего самоограничения. Мышление идет своим собственным путем, для открытия и прокладывания которого достаточно одной головы, причем одна сделает это лучше, чем несколько. Во внешнем мире, напротив, царствует хаос человеческих интересов, с трудом упорядочиваемых и согласуемых в больших социальных образованиях, которые складывались постепенно и склонны сопротивляться влиянию всякой произвольно навязываемой теории, всякой методической установке, которые мышление могло бы давать им, сообразуясь с собственным направлением. Тут теоретическая жизнь совершенно расходится с практической; первая требует систематического порядка, направляемого одной основной мыслью, между тем как последняя не переносит такого порядка; поэтому реформа мысли - нечто совсем другое, чем реформа общества, и стремящееся к истине самообразование не имеет ни сил, ни возможностей для исправления мира. Непосредственное перенесение теории в общественную и практическую область является в глазах Декарта неправильнейшим применением метода и потому неметодичным приемом самого худшего рода; это то, что он принципиально отвергал. Самообучение для него становится задачей всей жизни, задачей чисто личной, частной, не могущей быть никогда теоретическим примером для другого. Слова Фауста: «Я не воображаю, что могу научить чему-нибудь, исправить людей и обратить на путь истины» - для Декарта не выражение душевной горечи, а благодушное и скромное выражение его жизненного направления. Эта невозможность есть вместе с тем и принципиальное нежелание. То, что установилось в общественной жизни, может быть изменено и реформировано только постепенно; лучше, чтобы оно оставалось таким, как есть, чем если оно внезапно ниспровергнется какой-нибудь абстрактной теорией: последнее приводит к еще большим бедствиям«