Новое время породило три идеи, во многом сумевшие "овладеть массами" и "стать материальной силой". Идеи эти надо признать гениальными, что не исключает их в важных отношениях ложности и, при неограниченном применении, вредоносности - о чем и речь.
Идея естественного отбора как двигателя биологической эволюции.
Идея рынка как двигателя
(
Read more... )
Но поскольку действуют и альтруистические мотивы, и способность мыслить о человечестве в целом и стратегически, и иногда, в кризисные, например, времена, они выходят на первый план, то и значение "общебиологического механизма" несколько снижается.
1. Не буду спорить о надежности суждений о массовом сознании. Можете усомневать мои суждения. Но это не то чтобы моя причуда, ведь само по себе торжество капитализма и партийно-конкурентной демократии подтверждает это мое наблюдение.
2. Не согласен. Повторяю: включать или не включать ожидания от идеи в ее состав - вопрос того, как мы используем идею. Конечно, какая-нибудь математическая идея может быть используема по-разному, разными будут и ожидания. А, скажем, в отношении политических идей, например, идеи нацизма, разнообразие ожиданий практически исчезает.
Reply
1. Торжество капитализма и партийно-конкурентной демократии говорит скорее о том, что это наиболее эффективные системы экономической и политической организации общества, а не о том, что в массовом сознании эти системы представляются сами по себе, вне зависимости от людей, творцами всего нового. А «упрощенное понимание» тут скорее такое: рынок и демократия создают наиболее благоприятные условия для стимулирования частной инициативы и успешной реализации тех проектов, которые наиболее полезны для общества.
2.1 Есть базовый принцип человеческого мышления, он же - «закон тождества» в логике: А = А. В Вашем же «инклюзивном подходе» оказывается, что не только А=А, но и А+B=А, и А+C=А, и А+B+С=А и т.д.
2.2 Что касается ожиданий. Ожидания обычно связаны не с идеей, которая статична, а с меняющейся реальностью. Человек ожидает благ от самого рынка или от самой демократии, а не от их идей. Так же, как, например, голодный ожидает насыщения от самой пищи, а не от идеи пищи.
Ожидания от нацизма (нацистcкого режима, нацистской партии или просто нацистских умонастроений) будут разными у тех, кто нацизму симпатизирует, у тех, кто его ненавидит, у тех, кто его собирается использовать в своих целях и т.д. И даже в рамках каждой из этих групп ожидания двух случайно взятых индивидуумов скорее всего будут в чем-то отличаться.
Reply
А вот своим упорством в непризнании того, что идея может включать в свое содержание и ожидания от нее - поправлюсь: лучше сказать следствия, чтобы избежать Вашего психологического, субъективного понимания - Вы меня удивляете. Да еще упрекаете меня в нарушении законов элементарной логики... Право, не знаю, как Вас, извините, вразумить ))
Reply
Т.е. вопрос о том, насколько оно соответствует действительности, Вас не занимает? Даже несмотря на то, если оно ей не соответствует, то оно не помогает пониманию, а вводит Вас в заблуждение?
+++Как и Ваше убеждение в том, что преобладание в одной из частей мира капитализма и партийной демократии есть следствие их эффективности+++
Я в данном случае заметил лишь, то, что объяснение «торжества капитализма и демократии» через их сравнительную эффективность этих систем для меня (и не только) выглядит убедительнее, чем через то, что их идеи по какой-то непонятной причине «завладели массами».
+++которую Вы отождествляете с полезностью для общества+++
Это не я отождествляю, а тот вариант «упрощенного понимания», которое я описывал. И который я противопоставил Вашему варианту упрощенного понимания, согласно которому в массовом сознании эти системы представляются сами по себе, вне зависимости от людей, творцами всего нового.
+++ идея может включать в свое содержание и ожидания от нее - поправлюсь: лучше сказать следствия, чтобы избежать Вашего психологического, субъективного понимания+++
1. А как «ожидания» можно понимать непсихологически и несубъективно? Расскажите, пожалуйста.
2. Что Вы имеете в виду под «следствиями»? Идея включает в себя другие идеи только в том случае, если они чисто аналитически из нее вводятся. А если Вы синтетически добавляете к одной идее другую, то получается уже третья идея (комплекс идей), нетождественная первым двум.
Простейший пример. В рамках античного родовидового дискурса идея человека включает в себя идеи животности, разумности и смертности. Потому что человек = животное разумное смертное. А вот идея субстанции в себя никаких других идей не включает. Поэтому, когда к идее субстанции добавляют дополнительные идеи, происходит деление объема «субстанции» и образование новых - более частных - идей.
Reply
Reply
Leave a comment