не по тропосу и не по естеству

May 30, 2008 17:35

Только что вышедший перевод 1-го постнического слова Исаака Сирина - мар Исхака с горы Матут в Хузистане, впервые сделанный А.В.Муравьевым с сирийского, принес нечто мне ценное.
Цитирую параграф 35:
Духовное единение [с Богом] есть постоянное памятование [о Нем], которое ровно рдеет в сердце пламенной любовью. От постоянства в преследовании ( Read more... )

природа, образ существования, Исаак Сирин

Leave a comment

asstori May 31 2008, 00:15:52 UTC
Просто реплика: мне кажется, что благодать никогда не отнимается от человека.

Reply

gignomai May 31 2008, 07:26:44 UTC
Но терять-то ее, не воспринимать, отторгать мы можем.

Reply

asstori May 31 2008, 13:57:50 UTC
Могу принять только "не воспринимать"
Даже термин готов предложить: "пока-невосприятие благодати" :)

Reply

gignomai May 31 2008, 18:50:11 UTC
В Вашем "пока" - звучит гарантированность, для которой я, увы, не вижу оснований. Человек, по-моему, в силах "не захотеть" благодати.

Reply

asstori May 31 2008, 22:24:53 UTC
На пути к благодати есть очень сильная преграда - называется ужас. Поэтому отказ от благодати это не окончательный отказ, а отсрочка. Примерно так. :)
Хотя область эта, конечно, великова для законченных суждений.

Reply

gignomai June 1 2008, 09:34:36 UTC
Я бы еще порасспрашивал Вас о Вашем вИдении, если позволите. А ужас-преграда ведь благодатью и преодолевается, да? Т.е., по Вашему, ужас имеет характер попускаемой Богом педагогической, очистительной отсрочки? Так я Вас понял?

Reply

asstori June 1 2008, 12:43:03 UTC
Попробую сформулировать... но без каких-либо претензий на высказывание в последней инстанции :)

Ужас-преграда преодолевается самоотречением. Чем больше и более искренним является самоотречение - тем больше просвет благодати.

Сейчас подумал о том, что возможно ужас и не является производным от страха, а есть наша реакция на обстоятельства, которые превосходят границы нашего привычного существования, некий внутренний голос, сигнал безопасности, который начинает звучать очень громко и который ничего не гарантирует. (Логичнее написать сигнал опасности, но предложенный вариант несмотря на некоторую странность, кажется более предпочтительным).

Reply

gignomai June 1 2008, 13:50:24 UTC
И все-таки. Принимая все, что Вы пишете об ужасе как сигнале безопасности (для самости, чтобы остаться собой и при себе, да?) и самоотречении как преодолении ужаса, я снова ставлю вопрос: а что дает уверенность, что эта замкнутость в границах привычного существования, приверженность к нему, ужас перед перспективой выхода - "пока"? Смерть, конечно, вырвет из него, но уже без нашего соучастия, т.е. не нас.
Ваше "пока", иными словами, это надежда или уверенность?

Reply

asstori June 1 2008, 14:14:01 UTC
Моё "пока" - уверенность ...но и смирение и милосердие и любовь...
Может быть уверенность придает не Что, а КТО?

И почему Вы предлагаете выбор? Разве эти понятия находятся на разных полюсах одного явления?

Reply

gignomai June 1 2008, 15:11:08 UTC
Здесь разные полюса по одному параметру: мое соучастие. Либо я целиком все возлагаю на Него (включая и само это возложение - что бы я ни делал, как ни страшился и не отрекался, Он и помимо моего согласия вытащит), его либо же все-таки есть точка моего свободоизъявления.
Словом, это вопрос о свободе.
Хотя я и сам вижу тут парадокс. Вы, по-моему, рассуждаете как сделавший выбор и уже не мыслящий возможности иного выбора.

Reply

asstori June 2 2008, 05:44:34 UTC
Уже несколько раз пытался сказать об этом. Но, как правило, воззникает ощущение, что подобные слова не проникает в сознание. Сделать выбор в пользу единственного возможного выбора - это не кажется возможным. :)

Reply

gignomai June 2 2008, 06:03:34 UTC
Да!
Но парадокс-то в том, что я (по недоумию, видимо) Вас в этой иллюзии подозреваю...

Reply

asstori June 2 2008, 06:22:51 UTC
:))

Reply


Leave a comment

Up