Вообще-то, вспоминаю, начало этой цепочки моих мыслей положил когда-то Олег Генисаретский, заметив, что московские интеллигенты, еще недавно ни в грош не ставившие традиционную православно-русскую культуру, вдруг поголовно превратились в ее ценителей и радетелей, а потом - многие - в правоверных иудеев. И я потом часто такое встречал. Был человек
(
Read more... )
Reply
Я написал о понимании того, что думает другой человек, а его мысль я узнаю из того, что он говорит, т.е. из текста.
И я не считаю бессмысленной, невозможной работу понимания того, почему другой думает иначе, чем я. Я могу выяснять его основания, сравнивать их со своими и т.д. и т.п. Именно такая работа происходит в ходе коллективного обсуждения. В том числе и в ходе совместного чтения книги, мы же при этом обмениваемся тем, как мы понимаем читаемое и что ао его поводу думаем. Что же тут невозможного?
Reply
"И я не считаю бессмысленной, невозможной работу понимания того, почему другой думает иначе, чем я."Это не понимается: понимается, опять-таки, текст. Это данность: мы видим, что у другого другие представления о том, о чём у нас свои. И всё. А почему? Самые разные причины ( другой читал другие книги, другой учился в другом вузе, другой жил в другое время и в другом месте и т.д.), которые сводятся в конечном итоге к одному ответу: потому что он - другой. Тогда Ваш вопрос равносилен вопросу: "Почему я - это я , а не другой , и наоборот"?
Reply
Reply
"что я могу узнать ее в Вашем изложении (что в данном случае не совсем имело место)." Скорее, думаю, что узнаю. Вот Вам и ответ на вопрос, что значит понимать другого ( и наоборот): другого я понимаю, когда приписываю ему то, что сам думаю, и не понимаю - когда не могу этого сделать.
"Но есть еще понимание, которое не обращается к внемыслительным факторам, а прослеживает ход мысли другого," Так ведь реально этого нет: "прослеживать мысль другого" - это метафора! Да и свою мысль прослеживать - то же самое. Вспомните работу ГП об исследовании сложно организованного рассуждения и выводы , к которым он приходит: никакого процесса последовательного рассуждения там нет, в реальности происходят самые разные знаковые подстановки - ( ... )
Reply
И "Аристарх", на которого Вы ссылаетесь, это именно прослеживание мысли ученого.
Reply
Reply
Reply
"что я могу узнать ее в Вашем изложении (что в данном случае не совсем имело место)." Скорее, думаю, что узнаю. Вот Вам и ответ на вопрос, что значит понимать другого ( и наоборот): другого я понимаю, когда приписываю ему то, что сам думаю, и не понимаю - когда не могу этого сделать.
"Но есть еще понимание, которое не обращается к внемыслительным факторам, а прослеживает ход мысли другого," Так ведь реально этого нет: "прослеживать мысль другого" - это метафора! Да и свою мысль прослеживать - то же самое. Вспомните работу ГП об исследовании сложно организованного рассуждения и выводы , к которым он приходит: никакого процесса последовательного рассуждения там нет, в реальности происходят самые разные знаковые подстановки - ( ... )
Reply
Reply
В посте, ввиду двусмысленности слова "почему", четко разведены объяснение, апеллирующее к причинам, и понимание, прослеживание хода мысли и оснований другого. Меня интересует в основном второе. Но и первое вовсе не глупость, оно уместно в особых ситуациях, например в работе психиатра или психоаналитика (постановка диагноза), но недопустимо в равноправном обсуждении (Вы должны помнить, что я резко возражал против того в нашем Б-семинаре).
Reply
Reply
Leave a comment