Oct 31, 2020 11:14
В двух обсуждениях вышли на темы - разные, но, по-моему, параллельные.
В обсуждении Евангелия от Матфея задержались на прощении грехов, обид, долгов (глава 18).
Как известный зануда, я и занялся любимым делом - различением и систематизацией смыслов.
Что стоит за словом «простить»?
И я - о прощении человека человеком. О том, как и почему прощает Бог, пусть рассуждают Его конфиденты 😊.
1. Первый смысл - внешний, выраженный в действии, точнее в не-действии: не добиваться возмещения за урон, не наказывать, не мстить; применительно к денежному «оскорблению» - не взыскивать долг. Евангельские притчи говорят именно об этом, в душу прощающего/не прощающего не влезают.
2. Поскольку прощение значимо для последующих отношений, то важно, помнится долг или забывается. Тут, правда, есть тонкость: он может не изгладиться из памяти полностью (это едва ли возможно), но не вспоминаться при общении, не повреждать его.
А вот теперь копнем глубже - мотивы, основания.
3. Можно обесценить сам долг: пустяк, ничего не стоит (Катя говорила о разнице между прощением долга со стороны богача и бедного).
Вариант - нечувствительность («ему … в глаза, всё Божья роса»).
Вариант: мало значит сравнительно с значимостью обидчика («ему я всё прощу»).
4. Можно обесценить должника: что с него взять. В деньгах это банкротство, в преступлениях - невменяемость или неведение («не ведают, что творят»).
Вариант: низкий статус обидчика («недостоин того, чтобы на него обращать внимание», «собака лает - ветер носит»).
4. Отсрочка возмещения. В притчах о возвращении долга именно об этом. Но не очень понятно, есть ли этому аналогия в отношении к другим обидам. Что-то вроде: подрастешь (или испытаешь на своей шкуре) - поймешь, что так нельзя?
5. Условное прощение: если признаешь, что неправ; если покаешься; если пообещаешь, что больше так поступать не будешь…
6. «Понять значит простить». За этим, по-моему, стоит - как за всяким пониманием другого - способность вообразить себя на месте обидчика, т.е. способным совершить то же самое, а то и хуже. И так же чающим прощения.
Ну и, мой итог: думается, что именно последний смысл имеется прежде всего в виду в Евангелии..
А в обсуждении некоторых философских текстов встал вопрос о понимании_не понимании текста. Тут тоже просматриваются варианты.
1. Понимаю, согласен (даже если раньше думал иначе). За этим стоит способность проделать тот же мыслительный путь.
2. Понимаю, так тоже можно думать (альтернативные подходы). Это очень частый вариант, но принципиально не окончательный, поскольку встает вопрос об основаниях выбора подходов и их сравнительных достоинствах.
3. Понимаю, где ты ошибаешься.
4. Не понимаю, бред какой-то.
Последний вариант (очень часто встречающийся) является, по сути дела, капитуляцией.
ошибка,
неведение,
Евангелие,
непонимание,
понимание,
мышление,
прощение