о заместительной жертве - в пояснение

Feb 17, 2020 16:20

Удивительно, но факт: оказывается смысл моих двух постов об искуплении за другого и о заместительной жертве был не просто не понят, но понят прямо противоположно тому, что я хотел сказать. Меня поняли в том смысле, что я считаю Распятие Христа заместительным жертвоприношением, а Его чем-то вроде "козла отпущения". Ни в коем разе!
Предполагая, что причина непонимания моей мысли - в недостатках ее изложения, сделаю это еще раз, разворачивая те места, которые предположительно могли сбить с толку.

Итак, первый мой тезис: всякая жертва, жертвоприношение - я не говорю пока о Христе, только о ветхозаветных жертвах - есть жертва заместительная. Вот я положил сейчас перед собой таблицу всех видов жертвоприношений в Законе Моисеевом: всесожжение, жертва за грех, за вину или преступление, хлебное приношение и "мирные жертвы - благодарения, по обету и "добродетельная". Во второй колонке таблицы указана цель каждой; искупление (возмещение), получение или сохранение Божьего благоволения, благодарение, исполнение обета, наконец (для "добродетельной" жертвы) "в радости сердца". Почему я утверждаю заместительный характер всех этих видов жертвоприношения? Потому что мне очевидна их - всякой жертвы, всех видов - направленность: на установление, восстановление, сохранение единства с Богом. Таков тот идеальный результат, на который нацелена жертва. Но сам факт повторяемости жертвоприношений есть свидетельство недостигнутости и недостижимости этого результата как постоянного и ненарушимого. Отсюда - упование на замещение. В двух смыслах: более грубом, как на выкуп, возмещение, штраф, и как на знак благодарности и поклонения.

Тезис второй относится к иерархии и вероятной эволюции жертвоприношений в Ветхом Завете. Библия показывает нам "божественное предпочтение", выраженное в историях Каина и Авеля, Авраама и Исаака у Пророков и в Псалтыри. "Вектор" - тот самый, о котором я уже сказал: единство с Богом, максимально полное.
Не смогу и не буду пытаться раскрывать своими словами содержание этого единства. В комментарии к предыдущему посту было высказано предположение (с явным испугом), что речь идет о "полном растворении" в Боге. Не знаю, так ли надо мыслить, и не знаю хорошо ли такое растворение - слишком далеко от меня что-либо подобное. Я бы, скорее, говорил об "экцентриситете", смещении центра - волевого, мыслительного - из себя в Него. Это то про что "да будет воля Твоя". Об этом  же, в еще более сильном смысле, слова ап. Павла про отождествление с Христом и сораспятие с Ним (Гал. 2:19-20).

Ну и, наконец, о жертве Христа. Надеюсь ясно, что ход изложенных мыслей подводит к тому, что здесь жертва перестает быть заместительной. В ней Богу приносится, отдается жизнь и всё без остатка существо самого Христа и того, кто един с Ним.
Так прошу и понимать мною сказанное.

жертва, Иисус Христос, Бог

Previous post Next post
Up