Одно из принципиальнейших положений СМД-методологии: мыслит не индивид, он лишь "подключается" к мышлению. Мне всегда трудно давалась эта мысль. Трудно преодолеть "естественную", эгоцентрическую установку. И трудно, даже невозможно помыслить совсем бессубъектное мышление... Народ, человечество? Что-то не дает на этом успокоиться. И вот встретилось
(
Read more... )
Reply
При этом не понятно, что этим хотел сказать GIGNOMAI
Reply
Reply
Reply
Лично для меня это важно, поскольку такого рода встреча происходит внутри меня самого.
Reply
Вот, например, «принципиальнейшее положение» «мыслит не индивид, он лишь "подключается" к мышлению» - оно как-то доказывается/обосновывается?
Или на основании чего отождествляются утверждения «мыслит Бог» (т.е. Мыслитель) и «мыслит мышление»?
На основании чего, опять-таки, утверждается, что в европейской теистической философии «Бог рассматривается и как субъект мышления, и как растворяющийся в субстанции мышления», и при этом Бог вообще, возможно, единственный, кто мыслит?
Reply
Ну, например, «мыслит не индивид, он лишь "подключается" к мышлению». Разумеется, обосновывается - во многих текстах на протяжении многих лет (могу прислать для ознакомления). Конечно, Вы можете спросить, на что, на какое понимание я рассчитываю, публикуя это в общем доступе, где многие скорее всего этих текстов не читали. Но ведь есть и философская традиция, для которой это аксиома (что делает Дух у Гегеля?), и другие традиции (для Триты, скажем, это сходу понятно). И, наконец, личный опыт: у Вас не было опыта захваченности "оседлавшей" Вас мыслью?
Reply
А Вы можете это обоснование как-то коротко сформулировать, без отсылки к «многим текстам»?)
И там у меня еще два вопроса было.
+++Но ведь есть и философская традиция, для которой это аксиома (что делает Дух у Гегеля?)+++
Ну так ведь аксиомы никак не обосновываются, поскольку считаются настолько самоочевидными, что их нельзя свести к чему-то еще более очевидному. Про утверждение «мыслит не индивид» такого не скажешь.
Философию Гегеля вряд ли можно назвать теистической. Да и обоснованиями, насколько я помню, там тоже проблемы.
+++И, наконец, личный опыт: у Вас не было опыта захваченности "оседлавшей" Вас мыслью?+++
Был, разумеется. Но между «опытом захваченности мыслью» и выводом «мыслит не индивид» - большое расстояние, которое нужно как-то преодолеть.
Reply
Reply
Reply
А вот вопрос о том, кто является носителем мышления, не так уж прост. Да, так, в общем-то, и считалось, что носителем мышления является мыслящее человечество плюс всё, что оно использует - тексты, машины и т.д. Но что такое "носитель"? Откуда берется то, что он "несет"? Для меня в этой цитате из позднего ГП видится нащупываемый "метафизический просвет", проблема, над которой хочется подумать.
Кстати, вот в нашем обмене репликам с trita эта проблема, по-моему, приобретает бОльшую определенность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Содержание из методологии ГП можно обсуждать в системе богословия, если провести огромную работу по распредмечивания и обратной предметизации в одну или другую сторону. Без этого все есть иллюзия обсуждения некоторого содержания.
Но самый трагический момент заключается в том, что в "голове" есть содержание из одной системы и из другой, и есть убеждение, что это про одно и тоже. Возникает двоемыслие. Так эта ситуация видится мне.
Reply
Leave a comment