другое и разное

Jan 03, 2020 16:34

Это не одно и то же ( Read more... )

различие, логика, другой

Leave a comment

kiprian_sh January 4 2020, 02:33:05 UTC
+
Думаю, что все-таки чем-то один от другого должны отличаться (хотя бы, напр., положением в пространстве). Иначе невозможно было бы говорить о "другом", но - о себетождественном.

Reply

gignomai January 4 2020, 07:00:12 UTC
А это в Вас трудноустранимая привычка к содержательности суждения срабатывает. Если удержаться, то нет этого ничего: не это, больше ничего не знаю :)) А Ваше пространство как вместилище разного появляется потом уже.

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 07:04:21 UTC
Что "не это"?

Reply

gignomai January 4 2020, 07:05:49 UTC
Ничего кроме сказанного.

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 07:08:18 UTC
А какое-то значение имеют эти два слова (и третье: "тождество")? И если имеют, то как мы о них узнаём?

Reply

gignomai January 4 2020, 08:02:27 UTC
О не сказанном слове ничего и не скажу. Слово "это" имеет смысл указания пальцем на что-то, а слово "не" - еще одного указания, которое непосредственно, без мыслей о пространстве. Ваши же вопросы о том, "как мы узнаем", вполне законны, но все это следующие шаги, ощущается как другое. Все остальное, все Ваши вопросы - это последующие шаги мышления и познания. Впереди долгий и интересный путь: можно спрашивать о словах и раскручивать лингвистику, можно о вещах и выходить в другие области; но зачем мне это сей момент, для констатации очень бедного, но важного смыслоразличения?

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 11:09:19 UTC
Да понятно. Но когда Вы тычете пальцем в одно и другое, Вы же как-то уже заранее отличаете другое от того же самого. Мне вот это и интересно :) А так-то конечно, есть нечто, что весьма удобно называть "непосредственным" ("как бы" не замечаяя, упуская, что всякое называние уже есть "последующие шаги") :)

Reply

gignomai January 4 2020, 11:14:18 UTC
Разумеется, Вы правы в том, что свм тычащий - уже нечто "последуюшее". Фишка в том, что речь у меня строилась в дискурсе, который игнорирует все эти бессознательности; обсуждается только то, что на поверхности, на "верстаке". Выложите "предыдущее" - можно обсуждать.

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 11:41:14 UTC
Я не предлагаю выйти из языка в бессознательность. Просто мне показалось, что все-таки следует учитывать: нечто как "другое" не может быть утверждаемо без различения. Как о "другом" в случае полного тождества говорить-то?

Reply

gignomai January 4 2020, 12:25:30 UTC
Я простую вещь говорю: что можно говорить о другом, НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯ (И НЕ ДУМАЯ) о том, чем и в чем другое отличается. И тогда различие не присутствует в разговоре, т.е. для обсуждения НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ВЫ можете его сколько угодно подразумевать, но оно никакое, значит, его нет.

Но это, если мы договоримся именно так обсуждать, без "фиги в кармане" или "ножа за пазухой" :))

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 13:22:45 UTC
Да я же не о том, чтобы непременно указывать, в чем именно отличие. Но Вы же исходите из того, что сказанные слова: "другость", "разность" (различие) и "тождество" - понятны. По всей видимости, мне они понятны не так. Я согласен, что "другой" и "отличный" -- не одно и то же. Но я не понимаю, как "тождественный" может быть "другим". Ну, бывает :)

Reply

gignomai January 4 2020, 14:18:15 UTC
Да разве я где-то сказал, что "тождественный может быть другим"? Я вообще не употреблял слова "тождественный", его Вы внесли в разговор. После того, как Вы стали СРАВНИВАТЬ этого и другого и выяснять (разными способами для разных свойств), одинаковы они или различны, я могу подключиться к поднятому Вами НОВОМУ вопросу и, конечно же, не стану опровергать очевидностей: если то и это одинаковой длмны, цвета, массы и, допусти, веры, то они в этих отношениях тождественны, а если длина, цвет и масса совпадают, а один вполне православный, а другой - парижского разлива, то нет.
Но это все после, а до постановки задачи сравнения ничего этого для меня нету!

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 14:19:45 UTC
Как это? Это же Вы написали: "тот и другой могут оказаться как разными, так и тождественными, неразличимыми..."

Reply

gignomai January 4 2020, 14:27:11 UTC
А, насчет употребления слова виноват, забыл. Да, теперь понимаю, что этим и Вас сбил с толку. Но мысль мою это не отменяет. Я имел как раз в виду, что, если ПОТОМ придет Киприан и начнет СРАВНИВАТЬ, то встанет вопрос о тождестве, сходстве, различии и т.п. ПОТОМ. А до Вашего прихода ничего этого нет.
Еще раз - по шляпку.
Я различаю две ситуации. Констатации наличия другого - бессодержательной, где ничего нельзя сказать о сходстве или различии. И ситуации сравнения, ведущей к установлению различия или его отсутствия - по сравниваемым характеристикам.
От одной мы, конечно, можем перейти к другой.

Reply

kiprian_sh January 4 2020, 14:31:28 UTC
Понятно. Наличие Другого - это имеется в виду наличие его в моем созерцании (восприятии, прредставлении и т. под.), его наличное бытие для меня? То есть "тот" и "другой" - это "я" и "другой"?

Reply

gignomai January 4 2020, 15:10:30 UTC
Не-не. Не для меня. А в нашем с Вами обсуждении. Это все - про содержание высказываний. Про то, что высказывания о другости и о различии при речевой близости - о разном.

Reply


Leave a comment

Up