У Чехова есть исключительный для него рассказ - «Студент», рассказ, в котором, казалось бы, есть утверждение некоторой веры. Так я думал в юности. Но теперь, когда я перечитываю этот рассказ, я вижу - «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» - что здесь не столько вера, сколько вот это «и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им» и «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Но когда студенту становиться за 30 или за 40, то остается только вот это - «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше»
Как интересно Вы прочитали этот рассказ! У вас фрагменты переставлены местами, и создается впечатление, что сначала показано состояние души юного героя, а потом повзрослевшего. А на самом деле, это все про юношу. И совсем неудивительно, что его вера соединена в нем с юной радостью жизни, это, как и радость детства, тоже нужны. Впрочем, Чехов слегка здесь ироничен, да. Но, мне кажется, Вы ломитесь в открытую дверь, показывая, что у Чехова нет ясной, светлой и твердой веры. Смотрите, ее, по существу, нет и у Толстого, и даже у любимого мною Достоевского она горит как-то неровно... Они все - ищущие пути к Богу. Чехов - самый опасливый, осторожный в отношении фальши, придуманности, болтовни. Этим и нужен.
"Смотрите, ее, по существу, нет и у Толстого, и даже у любимого мною Достоевского она горит как-то неровно..." ====================== Конечно, нет церкви, все они бредут в одиночку ... в одиночку эти вопросы не решаются
"У вас фрагменты переставлены местами, и создается впечатление, что сначала показано состояние души юного героя, а потом повзрослевшего." ===================== Потому, для меня тут главный герой сам Чехов. Он, в моем понимании, вольно или невольно говорит: "пока вы молоды, здоровы, сильны, пока вы в сладком ожидании счастья, вам жизнь кажется восхитительной, чудесной и полной высокого смысла, вам кажется, что у вас есть вера"
- что здесь не столько вера, сколько вот это «и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им» и «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Но когда студенту становиться за 30 или за 40, то остается только вот это - «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше»
Reply
Reply
Reply
Впрочем, Чехов слегка здесь ироничен, да.
Но, мне кажется, Вы ломитесь в открытую дверь, показывая, что у Чехова нет ясной, светлой и твердой веры. Смотрите, ее, по существу, нет и у Толстого, и даже у любимого мною Достоевского она горит как-то неровно...
Они все - ищущие пути к Богу.
Чехов - самый опасливый, осторожный в отношении фальши, придуманности, болтовни. Этим и нужен.
Reply
======================
Конечно, нет церкви, все они бредут в одиночку ... в одиночку эти вопросы не решаются
Reply
=====================
Потому, для меня тут главный герой сам Чехов. Он, в моем понимании, вольно или невольно говорит: "пока вы молоды, здоровы, сильны, пока вы в сладком ожидании счастья, вам жизнь кажется восхитительной, чудесной и полной высокого смысла, вам кажется, что у вас есть вера"
Reply
Reply
Leave a comment