Максим Калинин. Визионерский опыт сирийских мистиков и границы сознания.

Sep 10, 2019 18:58

Via seelenwacht
Там о поразившей меня возможности мыслить участие Бога в делах мира только через сознание человека - в синергии с ним. И это не деизм!
Ну и еще тщательно проработанная теория сознания и техника работы с ним.
Очень симпатично мне желание автора перевести язык этих сирийских мистиков на язык психоанализа, установить соответствия.

image Click to view



Read more... )

сознание, теодицея, Бог

Leave a comment

alexandrg September 11 2019, 19:19:06 UTC
+++мыслить участие Бога в делах мира только через сознание человека+++

Кажется, сквозь это «только» проглядывают то ли гностицизм, то ли манихейство. У христианского Бога сфера действий все-таки пошире)

Reply

gignomai September 11 2019, 21:02:54 UTC
Да, я сознаю, что это не совсем ортодоксальная точка зрения. Но интересно, что этот взгляд дает ответ на проблему теодицеи

Reply

alexandrg September 12 2019, 08:54:03 UTC
+++Да, я сознаю, что это не совсем ортодоксальная точка зрения.+++

Скорее уж совсем не.

+++ Но интересно, что этот взгляд дает ответ на проблему теодицеи+++

Такой ответ дает любая теологическая конструкция, лишающая Бога всемогущества, всеведения или всеблагости.

Reply

gignomai September 12 2019, 10:39:40 UTC
Да, Вы правы.
Но ведь эта концепция (Иосифа Хаззайя) не утверждает, что Бог не может вмешаться иначе, чем через человека, она говорит лишь о "практике" Бога. И то Иосиф делает исключение для описанных в Библии чудес.
И, согласитесь, что такое представление в большой мере отвечает нашему опыту, если только мы не принадлежим к тем, для кого все время что-нибудь мироточит или кто исцеляется песочкуом с могилки Матроны Московской.

Reply

alexandrg September 12 2019, 15:07:37 UTC
Но в Библии же не только о чудесах говорится. В Библии Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных, питает птиц небесных и вообще «управляет всею вселенною». Чудеса - это всего лишь частный случай его действий в мире. (При том, что нет никаких оснований хронологически ограничивать их исключительно библейскими временами. Соответственно, какой был бы смысл просить Бога о телесном здравии, или о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, если бы Он вмешательство в материальные сферы жизни принципиально не практиковал?

Reply

gignomai September 12 2019, 18:04:47 UTC
Да, просят, но все чаще те, кто пишут о молитве, акцент делают на духовной помощи, а о материальной, "корыстной" молитве не без смущения, как о низшем ее роде.

Reply

alexandrg September 12 2019, 18:27:37 UTC
Ну и что? Мы же обсуждаем не вопрос о том, какая из молитв «выше» или «ниже», а о том, ограничено ли Божественное участие в делах мира исключительно человеческим сознанием.

Reply

gignomai September 12 2019, 19:01:21 UTC
Так я же и говорю: не хочу богословвствовать, тем более категорически что-то утверждать. Но и не отвергая всемогущества Бога и Его провиденциального участия в мире, я могу придавать значение именно и только тому, о чем написал. Об ином пусть другие думают.

Reply

pavel_g_m September 13 2019, 02:17:30 UTC
Я, честно говоря, в принципе не понимаю, что Вы говорите. Было бы понятно, если бы вы сказали - «Меня интересует, как Бог действует через сознание человека, это для меня наиболее явное проявление». Ok. Изучайте. Но ограничить, или даже преимущественно указать способ действия Невыразимого, Того, имя которого, превыше всякого имени - совершенно абсурдно.
Во времена Ньютона и Лапласа возникло представление, что мир создан Богом наподобие часового механизма. Как совершенный конструктор он создал, запустил этот механизм, и теперь его функционирование не требует вмешательства Творца. Шестеренки крутятся так, как они созданы.
Но уже не один век мы знаем, что это совсем не так. Если вы задумаетесь о законах природы, то, как косная, инертная материя может быть законосообразной? Совершенно очевидно, что во всем космосе перебывает божественное промышление каждое мгновение. Я не понимаю, как может возникнуть мысль об ограниченности действия Творца.

Reply

gignomai September 13 2019, 07:50:34 UTC
Ок. Изучайте
------
Вот я и изучаю, думаю об этом. Тезис о преимущественном, в пределе единственном канале вмешательства Творца в мировые процессы - рабочая гипотеза.

Reply


Leave a comment

Up