Читаем "Остров Сахалин" Чехова (1890).
" Из Александровска в Дуэ ведут две дороги: одна - горная, а другая - по берегу моря. Мыс Жонкнер всею своею массой навалился на береговую отмель и проезд по ней был бы невозможен вовсе, если бы не прорыли туннеля. Рыли его, не посоветовавшись с инженером, без затей, и в результате вышло темно, криво и грязно. Сооружение это стоило очень дорого, но оно оказалось ненужным, так как при существовании хорошей горной дороги, нет нужды ездть по береговой, проезд по которой стеснен условиями отлива и прилива. На этом туннеле превосходно сказалась склонность русского человека тратить последние средства на всякого рода выкрутасы, когда не удовлетворены самые насущные потребности. Рыли туннель, заведующие работами катались по рельсам в вагоне с надписью "Александровск-Пристань", а каторжные в это время жили в грязных, сырых юртах, потому что для постройки казарм не хватало людей".
Казалось бы, как точно и актуально, и в самую суть. Однако... Вот, скажем, то же самое можно сказать про Петербург: сколько сил положили на "выкрутасы", а кто скажет, что Петербург не нужен?
Да и в советское время - БАМ, знаменитый сначала как "стройка века", потом как образец бессмысленной советской гигантомании, теперь, вроде бы, понадобился и будет таки достроен.
А какая бухгалтерия исчислит дебет-кредит той роскоши, которой оружали себя монархи, "спонсоры" великого искусства?
Как это понять? Думать и считать, конечно, надо, но что-то еще движет историей...
Марфа и Мария...