Еще вдогонку к великопостному: о неизбежном антропоцентризме

Feb 24, 2018 10:21

Я про антропоцентризм, в котором некии меня обвиняют. Один даже язычеством обозвал то, что я написал про "аккумулированную" в священных предметах молитву. Слово "аккумулированный" ему не понравилось, хотя это точный эквивалент выражения "намоленная" об иконе. Я, видите ли, утверждаю, что спасение не Божьей благодатью, а человеческими действиями, в ( Read more... )

синергия, Бог, человек

Leave a comment

ne_sbylos February 24 2018, 08:02:41 UTC
Да не то, что "антропоцентризм", но у вас всё больше как-то через голову, что ли... Тяжеловесно очень... А ведь предмет сей легче пуха... Помню в Киеве в году 89, кажется, около Владимирского собора неожиданно для меня девушка (обычная, "модно одетая") остановилась вдруг, повернулась к храму, легко перекрестилась, поклонилась до асфальта и дальше пошла, как ни в чем не бывало... Меня прямо обдало как... Вот так надо. А у вас тут восход солнца вручную) с максимальным уважением

Reply

gignomai February 24 2018, 11:04:21 UTC
Каждому (человеку, времени, ситуации) - своё. Я же не рассказываю о том, как я молюсь и т.п. Я обсуждаю "головную" сторону этих простых действий. Зачем сравнивать то, как человек ест, спит и т.д., с физиологическим, психологическим или иным исследованием этих актов?

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 10:42:20 UTC
так ведь нет никаких "ситуаций"! для христианства, конечно. вот для ницшеанства, для постмодернизма - наоборот: всё ситуативно. и даже никакое "исследование" не свободно, но льёт воду на одну или на другую мельницу. что далеко ходить: грех прелюбодеяния совершается уже в самом помышлении. как известно. так и ваши "исследования" далеко не безобидны, они тихой сапой уводят прочь от "Царства Небесного". вот, кстати, что мне пришло: вы ищите всю дорогу каких-то "взрослых" действий, поступков, мыслей, ответственности какой-то... но разве сказано "Будьте как взрослые"? нет, прямо противоположное сказано. другое дело, что вам оно и не факт, что нужно. как вы сами очень четко обозначили свой базовый пунктик: "застревать в проблеме". а тут как раз нет никаких проблем - одни решения.)

Reply

gignomai February 25 2018, 12:44:17 UTC
Вы неправильно меня поняли. Речь о том, что я обсуждаю не то, как молиться, а то, как понимать молитву. Это - другой предмет. Вам, как и описанной Вами девушке, этот предмет, возможно, не важен (я и не призываю Вас его обсуждать), а мне важен и я обсуждаю его с теми, кому он тоже важен.
Одним важна только жизнь, а другим еще и мышление о жизни.

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 13:10:36 UTC
нет, я понял, и говорю именно из этого понимания: "дети" ничего не обсуждают... понятно, что это идеал, но хоть вектор в ту бы сторону)) а вы ищете ещё глубже закопаться... как Ахилл, который НИКОГДА не догонит черепахи...
и опять же: всюду у вас дуализм - ситуации (одни, другие), люди - одним важно, другим не важно... да нет же: всё в одном и все одно...
и даже мышление и жизнь - это не два... ваше мышление и есть ваша жизнь. это из вашего мышления только следует, что та девушка не мыслит, нет она мыслит, но иначе, как и живет. как там, у спинозы: мышление - атрибут субстанции. не бывает, то есть, субстанции ( условно говоря) без мышления

Reply

gignomai February 25 2018, 15:32:50 UTC
Спасибо.
Может, я и доживу до понимания, что "все в одном" и что не надо докапываться, но пока как-то не складывается.
Про бабушку моей жены рассказывали, что она понимала в часх только часовую стрлку, а когда дети пытались ей про минутную объяснить, отвечала "Ну к чему тут углубляться...".

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 15:59:54 UTC

молодец бабушка, я за неё

Reply

gignomai February 25 2018, 16:06:26 UTC
:)

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 13:20:05 UTC
предельно выражаясь, молиться - и следовательно, адекватно мыслить молитву - может только ребенок ( в вас, во мне, вообще) - но не методолог. методолог молиться не может, как и понимать сей предмет... молящийся взрослый - это просто абсурд. или чудачество

Reply

gignomai February 25 2018, 15:36:04 UTC
Ересь несете, сударь. Надо уметь и молиться в простоте сердца, и быть методологом (т.е. мыслящим и сознающим способы и средства своего мышления).

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 15:58:47 UTC

ну, с методологической точки зрения, наверное, ересь... а откуда произнесено это "надо"? для чего надо-то? вот вы говорите "критерий"? а здесь критерий, повторюсь, обозначен куда как четко: больше "детства"... в чем суть ребенка в данном контексте? в непосредственности, конечно же.

Reply

gignomai February 25 2018, 16:05:43 UTC
Знаете, может, Вы и правы: непосредственность, да, это идеал. Но, чтобы добиться этой непосредственности (или компенсировать ее отсутствие) люди предавались аскетическим подвигами и богословским или философским трудам.
У Вас получается быть ребенком - рад за Вас. А впадать в детство нарочито - увольте.

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 16:31:47 UTC

дело не во мне - я может "хуже" вас в этом плане, но вот про "впадать в детство" -это зря, где у меня такое... речь же о векторе только

Reply

gignomai February 25 2018, 17:11:19 UTC
Простите некоторую ироничность, она на себя направлена.
Но, согласитесь, что при всей (евангельской!) авторитетности призыва быть "как дети", этот призыв, обращенный к взрослому воспринимается как парадокс: невозможно же вернуться к истинно-детской непосредственности, которая неотделима от незнания, неопытности и т.д.
Мы можем ей восхищаться, можем пытаться что-то из нее в себе реставрировать, но все это - изощренная работа, совсем не "детская".

Reply

ne_sbylos February 25 2018, 17:27:41 UTC

а "воскреснуть"? а в "Царствие Небесное" войти? - не парадокс?! не "невозможное"?!)

Reply

gignomai February 25 2018, 17:30:13 UTC
Да, конечно. Вот и ищем пути туда, кто как может.

Reply


Leave a comment

Up