NOC I MGŁA

Sep 06, 2012 14:53

НОЧЬ И ТУМАН
В молодости я очень любил ночь и туман. Блуждая по улицам Киева, я слагал на ходу стихи полные таинственности ночи и задумчивости тумана. Польские слова мешались с русскими. Поэзия была моим убежищем среди одиночества дней. Мечты ложились на мое лицо каплями живительного тумана. Французский фильм «Набережная туманов» вошел навсегда в мою память и сердце. По ночам я пробуждался и выглядывал в окно в поисках тумана и любви. Ветви деревьев, утопающие в тумане пытались мне что-то объяснить, но я тогда был слишком молод, чтобы понять до конца язык деревьев в тумане.
Когда я стал старше, ночь и туман превратились в немецкий образ “Nacht und Nebel” композитора Рихарда Вагнера. В Германии под Берлином я пил по ночам туман от жажды любви, но одиночество меня не покидало.
В бывшем гитлеровском концлагере «Заксенхаузен» во время экскурсии я узнал о операции СС «Ночь и туман», целью которой было уничтожение свободолюбивых людей. Грубая сила бритоголовых должна была уничтожить еще оставшихся романтиков и поэтов. В результате селекции как всегда выжили самые примитивные и зоологические типы людей. Свободу уничтожили ночью в тумане. В Германии победил прагматизм вместо романтизма.
Когда я вернулся в Киев, ночь и туман перестали меня окутывать своей таинственностью. Я стал резко видеть людей и предметы, избавившись от сентиментальности. Наверное, поэтому мои волосы стали седеть от видения реализма жизни. Я перестал рифмовать стихотворения и перешел на белый стих.
Потом я прочитал стихотворение Тадеуша Ружевича «Кто есть поэтом»: поэтом есть тот кто пишет стихи/ и тот кто стихи не пишет/ поэтом есть тот кто сбрасывает путы/ и тот кто путы сам одевает/ поэтом есть тот кто верит/ и тот кто верить не может/ поэтом есть тот кто врет/ и тот которого оболгали/ поэтом есть тот кто ел с руки/ и тот кто отрубил эту руку/ поэтом есть тот у кого есть уста/ и тот кто правды не хочет/ тот кто упал/ и тот кто поднялся/ поэтом есть тот кто уходит/ и тот кто уйти не может никак...
Меня в молодости друзья называли - пан поэт. Но я до сих пор не знаю, был ли я когда-нибудь поэтом. А может быть, каждый сколь-нибудь нормальный человек имеет в своей душе скрытую от посторонних глаз поэзию? Но для меня поэт - это прежде всего не тот кто рифмует слова, а тот кто остается свободным несмотря ни на что. Ведь Бог создал нас всех свободными, наверное, не зная до конца, как мы ужасно поступим со своей свободой.
И вот сейчас, когда бритоголовые снова вошли в моду и маршируют по улицам моей географии, я все же скрываюсь от мерзости ночью в легком тумане поэзии, чтобы опять жить, как пан поэт, не предавая свободу.
Эугениуш Тузов-Любаньски 6.09.2012
Previous post Next post
Up