Лебедка по сути своей
превращает кран-манипулятор в автокран. Правда, с гораздо меньшей производительностью и не такими выдающимися грузовысотными характеристиками. На первом месте мы отметили производительность, так как именно данный параметр является определяющим. Итак, какие выгоды приобретает перевозчик, владеющий КМУ с лебедкой? Во-первых, благодаря техническим особенностям гидропривода, подъем и опускание груза может производиться с высокой плавностью, различными скоростями, а главное - с точным дозированием сматывания-наматывания троса, что важно при выполнении ряда ответственных работ, связанных с монтажом (установкой) различных элементов конструкций. Например, точное позиционирование может потребоваться при строительстве зданий или иных инженерных сооружений. Тросовая подвеска крюка незаменима и при выполнении ряда работ, связанных с ремонтом мостов, эстакад и пролетов, где часто требуется именно опускать грузы сверху, а не поднимать их снизу. И только трос позволяет полноценно работать с грузами, расположенными за неким барьером. Таким, например, могут быть различные коммуникации в виде труб газопровода, теплотрасс или банального ограждения.
Большинство кранов-манипуляторов, оснащаемых лебедкой, имеют L-образные стрелы. Принято считать, что такие конструкции пользуются большей популярностью в таких странах как Япония, Южная Корея и США, однако и на наших дорогах «воровайки» с КМУ, имеющими тросовую подвеску крюка, встречаются достаточно часто. Причем, значительное количество машин относятся к сегменту бывших в эксплуатации и завезенных в Россию из тех же Японии и Кореи. Как правило, машины имеют большой остаточный ресурс и позволяют своим новым владельцам зарабатывать деньги, особо не тратясь на ремонты. К недостаткам описанных выше кранов-манипуляторов следует отнести их «отягощающий» элемент в виде лебедки. Данный агрегат, даже в современном исполнении, уже сам по себе достаточно тяжелый. Его вес в некоторых случаях доходит и до пятнадцати пудов. Стоит ли говорить о том, что лишние килограммы дополнительно снижают полезную нагрузку автомобиля. Конечно, на паспортные данные грузовика из перевозчиков мало кто ориентируется - перегруз есть обычное дело, однако не стоит упускать из вида и то, что именно из-за лебедки падает и грузоподъемность самого крана-манипулятора. По сути, лебедка есть постоянно висящая гиря, которая нагружает силовую конструкцию крана, особенно в случае, когда инженеры, спроектировавшие КМУ, смонтировали агрегат на оголовке последнего звена телескопируемой стрелы.
Чем еще плохи L-образные стрелы? А тем, что в транспортном положении они размещаются вдоль продольной оси грузовика. Причем стрела может быть развернута либо в сторону кабины, либо в сторону грузовой платформы. В первом случае масса стрелы догружает переднюю ось грузовика, что не очень хорошо. Ситуация особенно неприятна при движении машины на заснеженном или обледеневшем шоссе. Перегрузка рулевой оси чревата также и преждевременным выходом из строя элементов подвески. Так, просевшие или лопнувшие рессоры грузовиков со стрелой КМУ, расположенной над кабиной, явление достаточно распространенное. Однако именно развернутая в сторону кабины стрела не съедает полезное пространство над грузовой платформой. И это при всех негативных моментах, озвученных выше, есть неоспоримый плюс!
Второй тип стрел, с так называемой Z-образной схемой складывания, получил наибольшее распространение в Европе. Благодаря шарнирно-сочлененной конструкции, стрела в транспортном положении располагается в поперечной плоскости автомобиля сразу за его кабиной. То есть, подъемный механизм не занимает полезное пространство над кузовом грузовика и не нависает над его кабиной. Однако, как и в первом случае, масса крано-манипуляторной установки в большей мере приходится на переднюю ось машины, в ряде случаев перегружая ее. Одно из главных преимуществ стрелы с Z-образной схемой складывания - возможность обходить препятствия. Например, подвешенную на крюке балку можно подать через «гребешок» крыши коттеджа. Правда, для этого стрела должна быть длинной и многосекционной. Также данной стрелой оператор может в прямом смысле слова внести в оконный проем и уложить на пол различные строительные грузы. А теперь о важном нюансе, который касается работы Z-образных КМУ. Поскольку подъем-опускание груза происходит при складывании-раскладывании многочисленных секций стрелы, то представьте, как должна изогнуться «удочка» чтобы взять на крюк предметы, расположенные у борта грузовика. Опять-таки, вспоминаем ограничения по грузовысотной характеристике установки. Для наглядности - та же самая операция легко и просто выполняется КМУ с L-образной стрелой. Ее даже часто не требуется телескопировать, а значит, на крюке может быть подвешен груз максимальной для данного типа устройства массы. Чтобы компенсировать указанный недостаток, конструкторы добавляют к основанию второй секции Z-образных установок отдельную крюковую подвеску. Ее используют для работы с тяжелыми грузами, расположенными в непосредственной близости от грузовика.