Известный тип грузового оборудования, который называют
кран-манипулятор, а иногда и просто манипулятором, весьма важное приспособление в мегаполисе, и при малоэтажном загородном строительстве. Часто кран-манипулятор считают синонимом с очень похожим на него видом подъемного механизма -
гидроманипулятором, ведь он тоже монтируется на практически любые типы шасси и тоже является грузоподъемным краном. В чем же различие этих двух видов спецтехники. Кран-манипулятор или
КМУ /крано-манипуляторная установка/ - представляет собой конструктивно автокран, т.к. имеет телескопическую стрелу и чаще всего оснащен тросовой подвеской для крюка. По виду складывания - это L-образные КМУ От автокрана его отличает помимо размеров /а значит грузоподъемности и вылета стрелы/ также в том, что КМУ легко снять с базы и установить на другую. А вот гидроманипулятор /или z-образная КМУ если классифицировать по виду в транспортном положении/ имеет совершенно иную конструкцию стрелы - внешне напоминает это на руку с суставами, поэтому слово манипулятор. В некоторых случаях такие КМУ называют коленчатыми, но все-таки правильное название "шарнирно-сочлененные". КМУ и шарнирная КМУ отличаются по своим эксплуатационным параметрам. коленчатые крановые установки лучше приспособлены при эксплуатации для однообразной повторяющейся работы. Поэтому шарнирные КМУ эксплуатируют в лесной промышленности, мусоровозах и др. Тросовые
краны-манипуляторы заменяют автокран. Продажа КМУ - сейчас весьма выгодное занятие, т.к. манипулятор легко снимать с базы и монтировать на автомобиль заказчика. Раньше z-образные крановые установки производились европейскими фирмами, а l-образные в Японии, Корее и др. странах Азии. А сейчас фирмы-производители кранов-манипуляторов чаще всего выпускают обе конструкции
крановых установок, т.к. они имеют отличающуюся область применения.