Воспоминания Натальи Ивановны Ильиной (Гавриловой), племянницы нашей соседки и родственницы Николаевой Анастасии Потаповны.
Пока я работаю над родословными Петраковских родов, что оказалось гораздо труднее, чем даже близко представлялось, в основно из-за полной безалаберности составителей источников, можно отвлечься и прочесть этот небольшой сборник расскпзов опубликованный по-моему на каком-то из тушинских форумов.
Пишет Наталья Ивановна прекрасно, очень просто, притом её описания по-детски вкусны и живы: как хороши осенние орехи и хлеб, яблоки, грибы. Её мемуары напоминают мне о рассказах нашего деревенского самородка Семёнова Сергея Терентьевича, уроженца деревни Андреевской, сейчас это Шаховской городской округ. Правда в его рассказах много гражданского пафоса, но если обратить внимание на то как он пишет о деревне в своёй программной книге "25 лет в деревне", можно увидеть ту же искреннюю любовь к окружающей крестьянина действительности, каковую редко найдёшь у человека городского. Несомнено у Натальи Ивановны такой же природный, пусть и не развившийся талант прозаика.
Деревенские каникулы тушинской школьницы или «Истоки»
natalia, 26 августа 2006 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Наталья Ивановна Ильина (Гаврилова)
Пятьдесят три рассказа о деревенской жизни
Все люди любят путешествовать, либо мечтают об этом. Кто-то решает посетить Европу, кто-то поедет на Средиземное море, а кто-то уедет совсем далеко - на край света. Я же предлагаю поехать туда, где родились ваши дедушки и бабушки, где пионерами отдыхали ваши родители - в деревню. Итак, в путь.
Мороженое
Москва. Раннее утро. Прохладно, даже холодно. Торжественно встает солнце, как предвестник новой жизни. Город еще спит, только редкие прохожие спешат на работу. Мы едем в полупустом трамвае по тихим улицам Москвы.
Белорусский вокзал. Здесь уже многолюдно. Брат покупает билеты, рядом продают мороженое. Я его ела редко, потому что часто болела. Но ведь так хочется мороженого!
И вот в моих пальцах сливочный брикетик между двумя вафлями. Не торопясь, с наслаждением, чтобы не заболело горло, я стала облизывать мороженое. Оно такое желанное, такое вкусное! Через пять минут оно стало таять. Мороженое потекло по рукам, по платью, на сандалии.
«Леша, что мне делать?» - растерянно спрашиваю я брата. Он аккуратно берет мороженое и, ни слова не говоря, выбрасывает его в урну.
В электричке я долго молчала: мне было жалко мороженое.
Дорога
За окном городские пейзажи сменяются деревенскими, мелькают поля, леса, речки, поселки. За два часа поездки вагоны электрички пустеют. В Можайске мы бегом переходим пути и штурмом берем автобус.
Сидя в автобусе, зажатые сумками и корзинами с цыплятами и поросятами, вдыхаем воздух с непонятными и неизвестными запахами. Под писк и визг животных идут разговоры о погоде, о посевной, о рассаде и о будущем урожае. Чем дальше мы едем, тем дольше тянутся леса и поля. Вот и наша остановка. Автобус уехал, и стало тихо. Только ветер шумит листвой, да щебечут птицы. Что-то защемило сердце, и как-то ослабли ноги.
Сначала идем вдоль поля до бывшей фермы. Нас встречают вороны. Чуть взлетев, они снова возвращаются на свою крышу. Откуда-то выбегает собака и молча бежит за нами, потом останавливается, будто что-то вспомнив. А мы спускаемся вниз, к речке. Сквозь прозрачную воду видно песчаное дно и стелющиеся по нему водоросли. Теперь поднимаемся в гору.
Жарко. Уже устали. Глубоко вздыхаем. Какой чистый воздух! Чуть-чуть пахнет землей, чуть-чуть травой, немного смолой, немного сеном и молоком!
Проходим овражек, и уже видны крыши домов нашей деревни Петраково, слышен лай собак и крики петухов. Уже идем вдоль деревни. Вот и колодец под березами. Вот и знакомый дом с туями в палисаднике. Поднимаемся по ступенькам, дергаем, как в сказке, за веревочку, открываем дверь и входим в избу.
«Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!» - встречает нас любимая крестная тетушка - Кресенька.
Мама
У бабушки Прасковьи и дедушки Потапа были четыре дочери: Екатерина, Мария, Анастасия и Анна. Мою маму зовут Аня. Мамина сестра Настя крестила меня и мою сестру. Кресенька - так ласково мы ее зовем.
Живет Кресенька в деревне Петраково.
Мама тоже родилась в этой деревни, в этом доме. Она была младшей и самой любимой дочерью. Дедушка сам делал для нее деревянные игрушки, мастерил санки и лыжи. Дедушка возил маму в школу за семь километров на лошади. Он рассказывал о дальних странах, о разных людях - он много повидал в жизни. Он даже был в плену, в Австрии во время Первой мировой войны. И мама, окончив семь классов, тоже захотела увидеть мир. Для начала она уехала в Москву. После войны мама вышла замуж, родила двух дочерей. Она работала на заводе «Динамо», на «Алмазе», на заводе «Красный Октябрь» в Тушине.
Но где бы ни работала мама, каждый год в отпуск она возвращалась в отчий дом, в свою деревню. Каждое год летние каникулы мы с сестрой Леной проводили в этой деревне.
Вот мы и приехали в гости.
Утро
Первое утро в деревне.
Ночью ко мне на диван пришел кот и улегся в ногах. Просыпаюсь оттого, что кот громко прыгнул на пол. На кухне за перегородкой Кресенька гремит посудой: переливает из подойника в крынки парное молоко. Коту тоже досталось. Слышу, как он лакает. Хлопнула дверь, и все стихло. Только тикают ходики на стене. Слышу, как Кресенька выгоняет корову и овец. Хлопает кнут пастуха. Мычат коровы. И опять все стихло. Глаза закрываются, и я проваливаюсь в сладкий сон.
Снова просыпаюсь, когда Кресенька топит русскую печку. На потолке и стенах гуляют всполохи. Блики играют на старых фотографиях моих родственников, бережно развешенных в рамочках по стенам. В печке трещат березовые дрова. Гремят чугунки и ухваты. Что-то булькает, кипит и скворчит.
«Вставайте, блины готовы!»
Через пять минут все сидят за столом. Как вкусны блины с творогом, со сметаной, с молоком! А молоко - сладкое и пахнет земляникой!
В первые дни в деревне я хожу умываться на речку.
Перекину через плечо полотенце, возьму зубную пасту и гордо шагаю по росе. Над водой еще стоит туман. Вода журчит по камушкам. Но к большой воде не подойти, а с берега как умыться? Обмакнешь ладошку в воду и умоешь лицо. Вода в реке холодная ключевая. Возвращаешься домой вся озябшая и мокрая от росы. Два дня я так поумывалась, а потом встала прямо к завтраку. Быстро умоешься на крыльце из подвешенного чугунка с двумя носиками, и быстро - к столу.
Полог
В избе спать хорошо кабы не мухи. Даже кот прячется от них под накидку на подушках.
Спать мы любим в пологе. Полог - это кровать под льняным навесом. Их - два: на высоком мосту и на нижнем мосту. Меня всегда удивляло деревенское цветное постельное белье - синий в цветочек пододеяльник или наволочки в зеленый горошек по красному полю. В Москве белье было белое. Но со временем и столица переняла этот опыт.
Вечером всех комаров выгонишь из полога, согреешься и спишь до петухов. Рядом отдыхают овцы и корова Теланка. Куры во сне хлопают крыльями на насесте.
Особенно хорошо спится в дождик: капли дождя шуршат по крыше, стекают на землю. Спи, спи, спи…
Рыбалка
Наш дом стоит на краю деревни, на горке. Речка Иночь под горой.
В солнечные дни мы часами собираем ракушки, или строим на песчаных островах дороги и озера, или ловим сачком маленькую рыбку, которая прячется в камушках. Этой рыбкой мы кормим кота. Он урчит от удовольствия.
Когда я была совсем маленькой, деревню Петраково с Заречьем соединял деревянный мост. После каждого ледохода и половодья его приходилось чинить. Я помню, как с моста мальчишки ловили рыбу. А однажды по мосту ехал комбайн и провалился одним колесом.
Теперь от моста остались только прогнившие опоры.
Однажды около одной опоры, под водой я увидела большого налима, попыталась поймать его руками, но он все время выскальзывал и прятался за другую опору моста. А я видела, как деревенские рыбаки ходили по реке в высоких сапогах и трезубцем ловили рыбу. Тогда я пошла домой, взяла вилку и наколола на нее налима. Его не стали отдавать коту. Тетя Катя пожарила рыбу, и мы съели ее сами.
Папа тоже любил ловить рыбу. Он сначала ловил пескариков на переезде, а потом на «живца» ловил щук у старой мельницы. Вечером он ставил донки, а рано утром ходил за уловом.
Речка
В том месте, где машины переезжают речку вброд, дно - песчаное. Иногда машины вязнут в песке, и тогда вся детвора сбегается на речку. Мальчишки пытаются подтолкнуть машину, а на берегу с радостным лаем бегает взад-вперед черный пес Ботик. Из-под колес грузовика летит столб брызг, а над водой встает радуга. После неудачных попыток выбраться самому, водитель просит о помощи. Самые резвые мальчишки бегут за Новоселовым.
Через пять минут, гремя всеми деталями и пугая кур и гусей, появляется гусеничный трактор. Еще пять минут, и машина на берегу. Представление закончено, и все расходятся по домам.
Но машины проезжают очень редко, поэтому в жаркие дни мы просто бегаем по воде, Плавать же мы ходим за деревню на Пустошку. Течение там не такое быстрое, да и глубина больше. Над водой парят стрекозы, вьются оводы и слепни, а мы учимся плавать.
Цветы
На Пустошке в воде покачиваются желтые кувшинки.
На Кручей горе растут полевые гвоздики.
На Заречье заброшенное поле белеет от ромашек. А там, где из-под земли бьют родники, нежным облаком расцветают незабудки - любимые мамины цветы. За рекой в овраге растут белые и синие колокольчики на толстых ножках, а на краю оврага у самого леса можно найти лиловые фиалки. Но самые душистые фиалки - белые фиалки - растут на болоте за Лизоветиным прогоном. Золотом переливается ржаное поле, окаймленное синими васильками.
Но если хотите понять, что такое лето в деревне, приходите на Мельничный луг. Здесь море цветов и райский воздух!
Ягоды
В начале лета вся детвора устремляется в лес. На припеке у пней поспевают первые ягоды земляники. Их бережно нанизываем на травинки, а потом сравниваем, у кого длиннее. Дня через два-три собираем уже по кружке лесных ягод. В гуще леса поспевает черника, но ее охраняют полчища комаров, а бороться с ними мы не любим.
Разлив
Один год шли сильные дожди. Дожди закончились, а речка Иночь вышла из берегов. Мутный поток с ревом проносился вниз по течению. По затопленной Пустошке плавали снопы льна, Мельничный луг скрылся под водой, а за рекой вода подступила к самому лесу.
Саша Павлов решил на переезде переплыть реку, так его течением снесло на прибрежные кусты. Обратно он уже боялся плыть. Пришли взрослые, перебросили на тот берег веревку. Мальчик привязал ее к дереву. Веревку натянули. Испуганный Саша, держась за веревку, с трудом перебрался назад, чудом избегая столкновения с корягами и деревьями, которые неслись по течению.
«Шпионы»
На Заречье от деревни остался один дом. Туда на лето приезжала бабушка Даша с внуками и детьми. Каждый день в обед к нам приходили кто-нибудь из их семейства с бидонами за молоком. Речку переходили вброд.
Но вот речка разлилась, ее не перейти. Прошло два дня. Вода стала убывать, но речку все равно не перейти. Как быть? Малыши просят молока!
Договорились: мы с Кресенькой с молоком идем по этому берегу, а тетя Тамара идет по другому берегу. Где-то на другом конце деревни речку можно было перейти по поваленной через реку елке.
С тетей Тамарой мы встретились на узенькой тропинке в лесу. Там мы, как разведчики, обменялись бидонами (она отдала нам пустые, а мы ей отдали с молоком) и пошли в обратный путь. В «разведчиков» мы играли целую неделю, пока речка не вошла в свои берега.
Запруды
Почти все время ходим босиком. С утра бегаем по росе. К полудню на дороге прогревается жирная пыль. Она так приятно щекочет пятки!
После летнего дождя или грозы на дороге стоят лужи. Дождевая вода стремится к реке, а мы строим запруды - прямо Волга в масштабе.
Потом верхнюю плотину рушим сами. Поток воды стремительно срывается вниз, снося одну за другой остальные плотины, и, наконец, попадает в речку. Витя с Шуркой из катушек с перьями делали турбинки и ставили их в плотины, как на настоящих гидроэлектростанциях. Ох, и увлекательное это занятие!
Забавы
Но летом бывают и холодные затяжные дожди на два-три дня. Что делать дома? Из картона вырезаем куклы, а из бумаги вырезаем одежду: платья, сарафаны, пальто. Все это раскрашиваем цветными карандашами.
Или берем большой мешок семечек, лезем на печку и придумываем разные истории, рассказываем сказки и случаи из жизни, или слушаем по радио передачу «Театр у микрофона». Так коротаем время и ждем хорошей погоды.
Вот тучи разошлись, и мы строим шалаши из ольховых веток. Ольха растет по берегам нашей речки. Шалаши у нас получаются не хуже, чем у Ленина в Разливе. У Вити и Шурки получилась настоящая хижина с дверцей. У нас с сестрой в шалаше даже мебель была. А что еще нужно для игры в «дочки-матери»?
Велосипед
Одним из занятий была езда на велосипеде. Выедешь за деревню: ни машин, ни людей, ни кур, ни гусей. Только ветер гудит в ушах, да пыль поднимается за спиной. На ночь я ставила велосипед на «мост». Приехала в отпуск мама, все полы перемыла и заставила меня вымыть велосипед. Я поехала на речку и там тщательно вымыла свою машину. Вывезла ее из воды, поднялась в гору, смотрю, а все шины в песке.
Вернулась на речку, снова вымыла свою машину. Теперь повезла велосипед по траве, но к мокрым шинам пристали травинки и листики.
Я снова вымыла велосипед. И чтобы не испачкать колеса, я эту махину несла до дома на плече. Подвиг мой никто не оценил. Я так устала, что больше не хотела кататься на велосипеде. Чистая машина долго одиноко стояла на «мосту».
Половики
Из всех домашних дел мама любила мыть полы. Полы в деревне мама мыла с веником на следующий день после приезда. Чистые полы из некрашеного дерева вновь застилались домоткаными половиками. А ткала их Кресенька сама зимой на старом станке из веревок, нарезанных из старых вещей.
Иногда, мы с сестрой в жаркий день приходили в дом, ложились на эти половики и искали свои старые «платья» и «кофточки».
Банный день
Бани у нас не было, меня купали в корыте. Помытая, в новом платье с крылышками в белых носочках я пошла на речку. С крутого берега я стала будто бы ловить рыбу: сорвала веточку, привязала веревочку, потянулась за листиком и ...съехала в воду. Мокрая, вся в тине я вернулась домой, а мамам только все убрала и вешает тряпку на плетень. Меня снова посадили в корыто.
Помощница
Сегодня у нас большая стирка. Полоскать белье идем на речку, на переезд. Вода чистая, прозрачная и не очень холодная. Заходим в воду поглубже, поласкаем белье бережно, чтобы не поднимать со дна песок.
Вдруг пальцы разжались, и наволочка стремительно поплыла вниз по течению. Я хотела пойти за ней, да вода крепко обжимает ноги. Пришлось бегом, высоко поднимая ноги, догонять беглянку.
Наволочку я поймала, но вся была мокрая. Меня надо было выжимать и вешать сушиться на веревочку.
Черемуха
У нашей деревни особо почитается праздник Кузьмы и Демьяна, а любимое дерево - черемуха. Вдоль улицы у каждого дома растут эти кудрявые деревья. Ранней весной деревня утопает в белых кружевах. К осени поспевают ягоды черемухи, и каждый утверждает, что его черемуха самая крупная и сладкая.
Мы, дети, бегаем по деревне и лакомимся ее плодами. Мальчишки залезают на самые макушки, смелые девочки тоже залезают на дерево, а трусихи пытаются что-то достать с земли.
Около нашего дома тоже росла черемуха, только старая. Дети остались внизу, а я полезла на нашу черемуху. Вдруг раздался страшный треск. Все разбежались, а я вместе с деревом упала на землю и оказалась между ветками. Дети закричали, собралась вся деревня. Меня вытащил дядя Вася. Я даже не поцарапалась, только испугалась.
Мои друзья стали обламывать черемуху, а я наломала целых три таза веток с ягодами.