(no subject)

Jan 22, 2022 19:23


Почти десять лет назад мне позвонили из Могилева и сказали, что один из моих близких родственников заболел. Миелома! Тогда, я даже не знал, что это такое. Не знал, что частота миеломной болезни составляет 3 на 100000 населения в год и мужчины болеют несколько чаще. Заболевший был мужчиной… Мне высыпали по телефону маркеры заболевания: гемоглобин, кальций, СОЭ… Просили помощи. Я не понимал какой. Репатриироваться и начать лечение здесь, в Израиле? Больной не хотел, это даже не обсуждалось. Лекарства? Но какие и где бы я мог их приобрести? И есть ли они? Советы? Но они не лечат, да их у меня и не было.



Оставалось только повздыхать.

Пару дней назад я вспомнил о том случае и решил проверить, как обстоит дело с лечением миеломы сейчас.

Оказывается, лечение миеломы, рака костного мозга, за последние два десятилетия значительно продвинулось. Из неизлечимой болезни миелома превратилась в заболевание, при котором длительная ремиссия достигается у значительной части тех, кто с ней сталкивается. Лечение основано на комбинации лекарств, устраняющих болезнетворные клетки костного мозга.

Первая комбинация лекарств, назначаемая недавно диагностированным пациентам, предназначена для быстрого и эффективного подавления болезни и позволяет организму преодолеть потери, вызванные миеломой. Среди них - повреждение костей, которое вызывает боль, (а иногда и переломы), нарушение функции почек и нормального кровообращения. В последние годы достичь этой цели удается у большинства пациентов.



Помимо подавления миеломы, еще одна и не менее основная цель заключается в том, чтобы поддерживать это достижение с течением времени. То есть - после того, как болезнь подавлена и «переходит в ремиссию», важно сохранить ее в этом состоянии, поскольку миелома имеет тенденцию возвращаться через определенный период времени, так называемый «рецидив».

И здесь есть хорошие новости - в клинических исследованиях, в которых изучалось добавление терапевтических антител в начале лечения, было обнаружено, что этот терапевтический подход значительно продлевает ремиссию! В одном из исследований, например, изучалось добавление терапевтических антител пожилым пациентам с диагнозом миелома. Миелома, кстати говоря, чаще всего диагностируется в возрасте около 70 лет и у пожилых пациентов ее обычно лечат, в основном, биологическими препаратами. Так вот, было обнаружено, что пациенты, получающие лечение антителами достигли пятилетней ремиссии , тогда как при традиционном лечении она обычно составляет около трех лет.

Оказывается, комбинация терапевтических антител приводит к более полному удалению миеломы из костного мозга, что на научном языке называется «отрицательной остаточной болезнью». Пациенты, у которых костный мозг «очищается» до уровня «отрицательной остаточной болезни», имеют особенно длительную ремиссию. Исследование также показало, что общая комбинация антител привела к трехкратному увеличению доли пожилых пациентов с выраженным ответом!

А что насчет «молодых»? Рекомендуемое лечение для «молодых» пациентов включает комбинацию лекарств вместе с трансплантацией костного мозга. Это, несомненно, более агрессивная терапия, включающая и химиотерапию. В исследованиях было обнаружено, что добавление терапевтических антител к первой линии лечения также значительно улучшает результаты. Конечно, продолжительность наблюдения за пациентами в исследовании все еще коротка, однако, основываясь на полученных результатах, можно прогнозировать, что продолжительность ремиссии у молодых людей при таком лечении будет составлять от семи до восьми лет.

В настоящее время в Израиле доступно лечение миеломы антителами второй линии в случае возвращения болезни.

Есть еще одно важное соображение: лечение миеломы продвинуто «по всем направлениям». Впечатляющие результаты были недавно получены с помощью современных методов лечения, которые активируют иммунную систему против миеломы: иммунотерапевтические методы лечения, включающие сконструированные Т-клетки (CAR-T) и сложные антитела, связывающие Т-клетки с клетками миеломы (двунаправленные антитела). Применяются также «конъюгированные» антитела, которые обнаруживают раковую мишень в клетках миеломы и специально вводят в них токсин, убивающий рак. Первое лечение миеломы методом CAR-T было одобрено американским агентством FDA всего несколько месяцев назад. Дополнительные приготовления находятся в стадии разработки и, как ожидается, вскоре будут одобрены.

«Конъюгированное антитело» также было одобрено для использования. Ряд двусторонних антител проходит клинические испытания, в том числе в Израиле, и имеют преимущество, потому что это лекарство, как говорится, «на полке», то есть доступное, не требующее «подгонки» для каждого пациента.

Разумеется, наряду с впечатляющей эффективностью препаратов, активирующих иммунную систему, существуют также и побочные эффекты подобной терапии, но в большинстве случаев они поддаются контролю.

Нет сомнений в том, что эти методы борьбы с миеломой будут включены в программу лечения в ближайшие годы и позволят обеспечить хороший и длительный контроль болезни и, возможно, даже излечивать некоторых пациентов. Поэтому, когда сегодня врачи приступают к лечению больных миеломой они хотят, прежде всего, добиться стойкой ремиссии, чтобы, когда болезнь вернется, оказаться вместе с пациентом в другой реальности, с еще более продвинутыми вариантами лечения.

Терапевтические антитела уже были одобрены в США и Европе как часть первой линии лечения миеломы для всех возрастов. Этот подход одобрен более чем в 20 странах мира.

В заключение можно сказать, что данные о важности сочетания терапии антителами первой линии у пациентов с миеломой накапливаются. Такой терапевтический подход продлевает глубину и продолжительность ответа на лечение и увеличивает выживаемость. Это улучшение в сочетании с вариантами современного иммунотерапевтического лечения пациентов, у которых заболевание рецидивировало, улучшает способность справляться с миеломой, превращает ее в хроническое заболевание и, возможно, даже приведет к излечению в будущем.

А что с моим родственником? Он жив! Диагноз был признан ошибочным. К счастью, лечить от миеломы его не начали

Previous post
Up