В 2016 году в замок Ноул вернулось одно из полотен Томаса Гейнсборо - портрет французского дворянина Луи-Пьера Кантена де Ришбура, маркиза де Шампсенез, нашедшего убежище в Англии во время французской революции.
Луи-Пьер Кантен де Ришбур, маркиз де Шампсенез (1754-1822) жил яркой наполненной жизнью. В конце 1770-х годов, когда Франция вступила в открытые военные действия с Англией в войне за независимость, Шампсенез поддерживал мятежников в североамериканских колониях Британии, храбро встречая бесчисленные опасности лицом к лицу, были ли это сражения с британскими войсками или сражение с чумой.
Но в душе маркиз де Шампсенез оставался англофилом. Он вращался в кругу самого богатого и самого известного англофила Франции, герцога Орлеанского Луи-Филиппа, который часто наведывался в Англию к своему другу принцу Уэльскому.
Дружеские узы связывали маркиза де Шампсенез с коллекционером предметов искусства Джоном Фредериком Саквиллом, 3-м герцогом Дорсетским. Именно по совету герцога Дорсета, очень высоко ценившего талант Гейнсборо и охотно приобретавшего его картины, в начале 1780-х Шампсенез позирует этому художнику для портрета. В 1793 году портрет был помещен в замок Ноул, родовое поместье герцога в Кенте, где наряду с произведениями Рафаэля, Корреджо, Рембрандта украшал сначала Голубую комнату, потом Венецианскую гардеробную, потом Малиновую гостиную, а в 1890-х был перемещен в музыкальную комнату.
А какова судьба самого маркиза? Его жизнь оставалась все такой же бурной и опасной. Де Шапсенез управлял дворцом Тюильри, когда 10 августа 1792 тот был взят штурмом революционными силами. Существует несколько версий его почти невероятного спасения: кто говорил, что он спрятался среди трупов убитых солдат; кто утверждал, что маркиз выпрыгнул из дворцового окна; кто уверял, что он замаскировался не то под слугу, не то под англичанина. Но большинство современников склонялось к тому, что де Шампсенез спрятался в покоях прекрасной англичанки Грейс Дэлримпл Эллиот, любовницы герцога Орлеанского.
Позже с помощью того же герцога Орлеана маркиз в безопасности был переправлен в Англию, где прожил до реставрации французской монархии в 1814 году, поддерживая все время дружбу с герцогом Дорсетом. Вернувшись в Париж, Шампсенез снова стал выполнять обязанности «губернатора» Тюильри вплоть до своей смерти в 1822 году.
Обратимся теперь к картине великолепного Гейнсборо. Овальный погрудный портрет, характерный для того времени, поражает композиционной простотой, но за простотой этой скрывается истинное мастерство, с которым Гейнсборо изображает маркиза. Портретируемый чуть-чуть наклоняет голову, его взгляд на зрителя - равнодушно-приветливый взгляд незнакомца в момент мимолетной встречи. Изящное лицо одухотворено и полно жизни.
Основной слой краски, коричневый, дышит под исключительной тонкости письмом Гейнсборо. Он просматривается и в белизне воротника, и в белизне напудренных волос.
А вот шейный платок - просто водопад из мазков разной тонкости и сухости, создающий сияние тонкого дорогого шелка.
Элегантная простота синего фрака маркиза явно свидетельствует о его интересе ко всему английскому, ведь в предреволюционной Франции были модны совсем другие костюмы: яркие, украшенные богатой вышивкой - такой мы можем видеть на друге детства маркиза, графе де Прованс, на портрете Жозефа Боза. Фрак же маркиза свидетельствует о модных спортивных увлечениях, о забавах английских поместий. Он отличается не только элегантностью, но и практичностью, что выражается в добавочных пуговицах с обеих сторон отворота, чтобы воротник выглядел аккуратно во время охоты и скачек.
Такова поразительная смесь простоты и художественного мастерства Гейнсборо.
Портрет маркиза де Шампсенез оставался в замке Ноул до 1930 года, а затем был продан владельцем коллекционеру из Нью-Йорка Андре де Коппе. В США портрет переходил из рук в руки, пока не появился на аукционе в 2016 году и не был возвращен в замок Ноул.