Испанец в России, или Почему нельзя сыграть концерт Сарасате.

Feb 10, 2020 14:56


Испанский город Памплона известен не только энсьерро, бычьими забегами - сами памплонцы гордятся еще и тем, что уроженцем их города был знаменитый скрипач Пабло Сарасате, а точнее - Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскес.





В городе есть Консерватория Сарасате, Музей Сарасате, бульвар Сарасате, памятник скрипачу.



Сын военного дирижера, Мартин Мелитон (имя Пабло он прибавил к первым двум позднее) уже с восьми лет начал выступать, в десять лет дал концерт в Мадриде, в пятнадцать лет блестяще закончил парижскую консерваторию по классу Алара.

Сарасате не имел семьи и фактически всю жизнь отдал скрипке. Правда, он питал страсть к коллекционированию: коллекционировал трости, украшенные золотыми набалдашниками и инкрустированные драгоценными камнями; ценные предметы древности и антикварные вещи.  Свою замечательную коллекцию Сарасате завещал родному городу Памплоне. В Памплону он приезжал почти ежегодно, горожане устраивали ему помпезные встречи, возглавляемые муниципалитетом. В честь его обязательно давали корриду, Сарасате отвечал на все эти почести концертами в пользу бедных.

Но не только родную Памплону любил испанский Скрипач - он очень тепло относился к нашей стране. Сарасате четыре раза бывал на гастролях в России и сразу завоевал любовь россиян. Музыкальный критик Ларош писал: «Одного вечера и четырёх пьес было достаточно, чтобы весь Петербург сошёл по нем с ума». Марина Цветаева вспоминала о том, как «горным хрусталём сверкало и грохотало имя Сарасате».

Одним из самых горячих поклонников Сарасате стал Леопольд Ауэр, выдающийся скрипач-педагог, он даже успел помузицировать вместе с испанской знаменитостью в квартетах. Ауэр писал: «Первые же ноты, извлечённые им из своего Страдивариуса, произвели на меня сильное впечатление красотой и кристаллической чистотой тона. Обладая замечательной техникой, он играл без всякого напряжения, как бы еле дотрагиваясь к струнам своим магическим смычком».

Такая вот магия. И вспоминается фраза Сарасате, сказанная им, когда он однажды прочитал в газете, что какой-то музыкальный критик назвал его гением: «В течение тридцати семи лет я не менее двенадцати часов в день упражняюсь в игре на скрипке, а теперь этот человек называет меня гением!»

Встретился с испанским скрипачом и Петр Ильич Чайковский: «Был у Сарасате, который ко мне удивительно мил».

Интересный отзыв оставил об игре Сарасате пианист Александр Гольденвейзер, слышавший скрипача в 1898 году: « Исполнение им мендельсоновского концерта осталось одним из самых замечательных художественных впечатлений, которые я вынес в жизни. Исполнение его отличалось безукоризненным благородством, чистотой и целомудренностью. В то же время всю значительность этого концерта он передал с предельным совершенством. Изумительная чистота, прозрачность и ясность звука Сарасате были несравненны».

Интересно, в наши дни придёт кому-нибудь в голову считать достоинством исполнения благородство, чистоту и целомудренность? Да если и придёт, то скрипач такой вряд ли найдётся - что-то давненько не слыхала я благородного и целомудренного исполнения у скрипичных звёзд наших дней.

Энтузиазм русских слушателей, вызванный исполнением «Испанских танцев», подогревался ещё и возросшим в то время интересом к Испании, в России зачитывались Сервантесом и Кальдероном. Тургенев, например, говорил, что «совсем окальдерован». Сарасате первый познакомил россиян с народными танцами разных народностей - баскским сортсико, наваррской хотой.

Не могу не отметить замечательную фразу музыковеда Мирона Вайсборда: «холодность, о которой писали некоторые критики, на самом деле была проявлением сдержанности - одной из черт национального характера. В игре Сарасате царило чувство соразмерности, в высшей степени свойственное испанцам». Испанцам свойственна сдержанность? Как же так? Ведь нам все твердили, что испанцы - это страсть, доходящая до истерики, и эмоциональная неудержимость (или это мне, мнительной, уже кажется, что для русского человека«испанец=страсть»?) А ведь Вайсборду можно верить - он специалист по испанской музыке и культуре Испании.

После русских  гастролей Сарасате «Испанские танцы» зазвучали по всей России. Есть упоминание об их исполнении в 1882 году, в Екатеринбурге, в Музыкальном кружке, одним из участников которого был Мамин-Сибиряк. А в 1905 году Борис Сибор и Александр Гольденвейзер играли их в Ясной Поляне для Льва Толстого.

Вот и Вертинский вспомнил его в одной из своих песен. В одном ошибся знаменитый певец и автор - Сарасате не написал ни одного произведения в жанре концерта. 

páginas españolas, амфитеатр музыкальный, парк путешествий

Previous post Next post
Up