Цикл романов Элис Питерс о брате Кадфаэле очень хорош - это добротная английская литература с детективной составляющей на фоне исторического ландшафта. Брат Кадфаэль, монах-бенедиктинец, мудр и прозорлив, но не в религиозном смысле, а в познании человеческих мотивов и раскрытии тайн - к этому привела его бурная предшествующая поступлению в монастырь жизнь воина и крестоносца. Теперь он выращивает целебные травы - и расследует преступления.
Кадр из фильма. В роли брата Кадфаэля - Дерек Джейкоби
Первая книга цикла - «Страсти по мощам». Кадфаэль расследует происшествия во время поездки в Гвитерин, за мощами святой Уинифред.
Существовало ли в Уэльсе почитание такой святой, или Элис Питер ее создала своим воображением?
Как оказалось, Питер была очень добросовестна во всем, что касалось исторических фактов, и эта книга - не исключение. Да, святая Винифреда Треффинонская жила в Уэльсе в 7 веке - собственно, это святая неразделенной еще церкви.
Гвенфреви (так звучало ее имя по-валлийски) была благородного происхождения и приходилась племянницей святому Беуно. Как-то проезжавший мимо молодой человек, сын какого-то местного вождя-князька, названный в житиях Карадоком, воспылал к ней страстью и попытался ее соблазнить. Девица, уже обещавшая посвятить свою жизнь Христу, выбежала из дома и, спасаясь от соблазнителя, решила спрятаться в часовне, построенной ее дядей-подвижником. Однако злодей догнал девушку и, мстя за отказ, отсек ей голову.
На том самом месте, где голова Винифреды упала на землю, в тот же момент забил чудотворный источник.
Но преподобный Беуно приставил голову своей святой племянницы к ее телу, и девушка чудесным образом ожила - лишь красная полоска осталась на шее навсегда. С благословения родителей Винифреда вскоре приняла монашеский постриг и собрала вокруг себя одиннадцать благородных девиц, которых наставляла в вере. Она совершила паломничество в Рим, а, вернувшись созвала синод, известный как «Синод Винифреды», в котором приняли участие христианские подвижники Уэльса, Думнонии и севера Англии. Общей практикой в Уэльсе в то время был отшельнический образ жизни, но участники синода согласились, что общежительная жизнь предпочтительнее отшельничества, и что следует создавать общежительные общины. Сама Винифреда с помощью своего родственника, святого Элери, создала монастырь в Гвитерине, став позже его настоятельницей. Погребена она была на монастырском кладбище.
А источник Ффиннон- Гвенфреви прославился за свою мощную целительную силу. Он даже находился под покровительством королевского дома, а знаменитые барды воспевали его и святую Винифреду в своих песнях:
Заступничеством сей целительницы
оба вида здравия будут поданы:
здравие телесное даруется свыше,
а она сохранит здравие моей души.
Красные полоски на камнях в источнике, по преданию, являются следами крови святой страстотерпицы Винифреды, а температура воды остается неизменной и зимой, и летом.
«Страсти по мощам» в жизни оказались еще более драматичными, чем в книге Питерс. В начале XVI столетия мать короля Генриха VII Маргарет Бофорт, глубоко почитавшая святую Винифреду, выстроила над источником новую и великолепную по красоте часовню, к которой сразу же началось многолюдное паломничество.
Даже протестантские реформаторы, уничтожившие многие великие святыни Британии, не посмели разорить Холивелл (Святой колодец), и паломнические традиции не прекращались в последовавшие столетия, появлялось бесчисленное количество новых свидетельств об исцелениях. Кажется невероятным, но в 1629 году, спустя почти век после официального прекращения почитания святых в Британии, в день памяти святой Винифреды к ее источнику пришло 14 000 паломников! В XVII веке святыня все же была повреждена фанатичной толпой преследователей католичества, но не прошло и столетия, как почитание Гвенфреви возродилось с новой силой. Многочисленные паломники до сих пор стекаются к этому святому месту за телесным и духовным исцелением - 36 тысяч в год! Ежегодное православное паломничество по традиции совершается в первую субботу октября.
Итак, люди купаются в источнике святой Винифреды уже более 1300 лет. Сегодня паломники трижды проходят через небольшую внутреннюю купальню, читая определенные молитвы, а затем входят во внешний бассейн, чтобы закончить молитву, стоя на коленях у камня святого Беуно. Средневековые жития повествуют, что именно на этом камне сидел Беуно, когда пророчествовал Винифреде, что любой, кто придет к источнику и будет молить о чем-то ее именем, получит желаемое «по крайней мере, в третий раз». Это означало три погружения в источник.
Сохранившая на стене каменная фигура изображает, как здоровый паломник заносит больного в воду на спине.
Каменная кладка источника покрыта сотнями надписей благодарных паломников, свидетельствующих о свершившихся исцелениях.
А вот и костыли, ставшие ненужными паломникам, исцелившимся после омовения в источнике. Впечатляет, не правда ли?
Сама часовня уникальна, не имеет аналогов в Европе и является шедевром позднего перпендикулярного стиля, одного из трех британских готических стилей, отличающихся подчеркнутыми горизонталями и вертикалями, большими окнами, ребристыми и веерными сводами.
Часовня словно встроена в крутой склон холма, но открыта на север тройной аркадой, которая дает доступ к источнику.
В центре вода поднимается в звездообразную чашу, а затем падает в продолговатую ванну, доступ к которой обеспечивается ступенями. Вокруг колодца возвышаются изящные колонны, поддерживающие сводчатую крышу. Первоначально пространства между колоннами были заполнены изящными узорами, которые потом были разрушены пуританами.
Эти замечательные гравюры- с валлийского сайта TAITH I’R GORFFENNOL («Путешествие в прошлое»)
В нише находится статуя святой Винифреды, поставленная там в 1886 году взамен почитаемого образа, который был разрушен в семнадцатом веке.
Сами мощи святой Винифреды действительно сначала пребывали в Гвитерине, а в начале XII века их перенесли в монастырь города Шрусбери английского графства Шропшир, граничащего с Уэльсом. Перенесение мощей было задумано и осуществлено настоятелем Робертом - его имя сохранила для нас Элис Питерс. Вот мы и попадаем в монастырь брата Кадфаэля! В этом монастыре от мощей Винифреды тоже происходили многочисленные чудеса исцеления. Для мощей святой была специально изготовлена красивая и богато украшенная рака. Аббат Роберт написал житие святой.
Благодаря мощам святой Винифреды Шрусбери в средние века стал одним из главных центров паломничества в Англии. К мощам Винифреды стекалось столько паломников, что специально для них была построена большая гостиница. Сохранились свидетельства о том, что король Генрих V в 1416 году под видом простого паломника прошел босиком 50 миль к святыне, такое же паломничество немного позднее совершил Эдуард IV. Король Яков II приезжал вместе с супругой Марией молиться в Шрусбери о даровании им наследника, и уже в следующем году королева родила наследника. Еще примерно полтора столетия спустя источник посещала девятилетняя принцесса Виктория, будущая королева Англии.
Сейчас от монастыря Шрусбери сохранились лишь некоторые постройки, но в монастырской церкви в честь Животворящего Креста, которой уже более 900 лет хранится уцелевшая часть великолепной раки святой Винифреды.
А это витражное окно с символами святой Винифреды.
Во время перенесения мощей по дороге из Гвитерина в Шрусбери была сделана остановка для отдыха и молитвы в Вулстоне- позже именно на том месте забил источник, который тоже называют источником святой Винифреды.
Конечно, сама история, вышедшая из-под пера Элис Питерс - плод воображения писателя, но, как мог бы сказать мудрый брат Кадфаэль, святой, должно быть, приятно, что книга многим людям даст повод узнать о ее житии и чудесах, а тех, кому святая известна, еще не раз обратиться к ней в молитвах.
Иконописец - Айдан Харт из Шрусбери