На Сеульском саммите по вопросам ядерной безопасности Виктор Янукович встретился с Бараком Обамой. Разговор президентов длился не более 20 минут, однако за это время глава США успел рассказать, почему его беспокоит суд над Юлией Тимошенко.
«Президент подчеркнул важность демонстрации жизнеспособности украинской демократии путем гарантии свободных, честных и прозрачных парламентских выборов, которые пройдут в октябре», - сообщили в пресс-службе Обамы.
Иными словами, международная общественность выступает за то, чтобы Тимошенко была освобождена и участвовала в парламентских выборах. По мнению экспертов, если этого не произойдет, выборы в Украине могут не признать честными и демократическими.
«Своим заявлением Обама показал, насколько важно для США участие в выборах оппозиционеров», - прокомментировал «Известиям в Украине» политолог Виталий Бала.
Тем временем содокладчики мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы Мариетта де Пурбе-Лундин и Маилис Репс сообщили о своем намерении в мае посетить заключенную Тимошенко и выразили обеспокоенность в связи с отказом руководства колонии в организации их встречи с экс-премьером. Высокопоставленные чиновницы назвали дело Тимошенко политическим и заявили, что семь лет лишения свободы - чрезмерное наказание за превышение полномочий.
«Сегодня многие манипулируют заявлениями о том, что дело Тимошенко - политическое. На самом же деле оно исключительно уголовное. Было нарушено законодательство страны, вынесено судебное решение о лишении свободы. Все логично, ведь правосудие должно распространяться на всех одинаково», - сказал «Известиям в Украине» политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
В пользу того, что дело совсем не политическое свидетельствуют факты, установленные временной комиссией Верховной Рады по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых соглашений. Согласно их информации глава НАК «Нафтогаза Украины» Олег Дубина отказался подписывать газовые соглашения на невыгодных и нерыночных условиях, за что Тимошенко пригрозила ему увольнением. На созванном 19 января 2009 года экстренном заседании Кабинета Министров большинство членов правительства категорически отказалось принимать директивы на предложенных условиях. В результате этот вопрос был снят с повестки дня.
Тогда министр обороны Юрий Ехануров демонстративно покинул зал. Резко отрицательную характеристику контракту дали глава МЧС Владимир Шандра и вице-премьер Иван Васюник. «Мы сейчас выступаем донорами не только РФ, но и Евросоюза. Этих соглашения я просто не понимаю», - заявил Васюник.
«Премьер-министр Украины Тимошенко Юлия Владимировна, получив информацию об отказе правительства принять и утвердить директивы на невыгодных для страны условиях, пошла на грубое превышение своих служебных полномочий, - говорится в отчете комиссии. - Присвоив себе функции коллективного органа исполнительной власти - Кабинета Министров Украины, Тимошенко единолично составила «директивы», подписала и скрепила их правительственной печатью».
Откуда появилась цена в 450 долларов за тысячу кубометров, и почему действует такая низкая ставка на российско-европейский транзит, Юлия Тимошенко не может объяснить и сегодня.
Три года назад, находясь в оппозиции, Партия регионов открыто предупреждала, что Юлия Тимошенко получит личную выгоду по новому контракту. Министр топлива и энергетики «теневого правительства» Партии регионов Юрий Бойко публично назвал газовое соглашение предательством национальных интересов. Подчеркивалось, что новый десятилетний контракт несет Украине «бедность, голод, холод и утраченные надежды».
На сегодняшний момент Украина не получает денежную помощь от МВФ, в которой так нуждается. Свои транши Фонд прекратил после отказа власти повысить тарифы на газ для населения.
«По существу, мы соблюдаем все требования МВФ за исключением условия о повышении тарифов на газ для потребителей на 50%. И мы не можем согласиться с таким требованием, поскольку тарифы, которые мы имеем сейчас, являются высокими, если не самыми высокими», - сказал президент.
Глава государства отметил, что Украина все еще надеется договориться с Россией о снижении цены газа, однако вынуждена сокращать потребление голубого топлива.