Посвящается 20-летию Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ (ОДКБ), которое будет отмечаться в мае с.г.
Весной 1995 года командование Группы Погранвойск Таджикистана приняло решение выставить специальный пограничный пост "Пшихарв", близ ущелья, выходившего к Пянджу. Седьмого апреля 1995 года в район поста двинулась колонна автомобилей и бронетехники Казахстанского миротворческого батальона. При повороте к ущелью Гоздара колонна подверглась нападению боевиков - гранатометы, пулеметы и автоматы били по цели с афганского берега. Отбить атаку удалось только к ночи, после прибытия подкрепления. Казахстанский миротворческий батальон, потерял в этом бою 29 бойцов (47 получили ранения), но с честью выполнил свой долг.
Начало 1990-х годов для Таджикистана было временем тяжелых испытаний - целых пять лет в стране полыхала гражданская война. Часть населения, объединенная Движением исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ), при поддержке Ирана, Саудовской Аравии и афганских оппозиционных сил, попыталась захватить в стране власть и создать теократическое государство. Отчаянное сопротивление им оказали силы Народного фронта, объединившего в своих рядах светски настроенных граждан Таджикистана. В декабре 1992 года Народному фронту удалось переломить ситуацию в свою пользу и взять власть в стране. Однако силы исламистской оппозиции продолжали упорную партизанскую войну на территории республики. Каратегинские районы (ныне - регион Рахш), превратились в зону постоянных боев. В столице страны Душанбе исламисты постоянно совершали дерзкие террористические акты против членов таджикского правительства и российских военнослужащих.
В этих условиях страны СНГ, входившие в Организацию Договора о коллективной безопасности, созданную в Ташкенте весной 1992 года, приняли, по инициативе России, решение о создании в Таджикистане Коллективных Миротворческих Сил (КМС), призванных поддержать законное правительство страны и погасить огонь гражданской войны. В октябре 1992 года в состав КМС вошли 201-я Краснознаменная Гатчинская мотострелковая дивизия, а также подразделения вооруженных сил Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Главной целью миротворческого контингента стало предотвращение иностранного вмешательства в виде вооруженного вторжения из Афганистана, где в этот период также разгорелась ожесточенная гражданская война. А это означало, прежде всего, всемерную поддержку российских пограничников, которые, по соглашению с таджикским правительством, до 2003 года охраняли таджикско-афганскую и таджикско-китайскую границу.
На помощь Калайхумбскому погранотряду, заслонявшему один из самых опасных и напряженных участков границы, был направлен Казахстанский миротворческий батальон. Здесь, за Пянджем, доступным для перехода вброд, в Левобережном (Афганском) Дарвазе, в ущельях мощного горного хребта Сафед-Хирс ("Белый медведь"), располагались крупные отряды незаконных вооруженных формирований таджикской оппозиции. Это был один из наиболее удобных для них участков границы, через который в Таджикистан шла переброска боевиков, оружия, боеприпасов, денежных средств, наркотиков.
Именно в этом месте на усиление российских застав и встал Отдельный сводный стрелковый батальон Республики Казахстан под командованием майора Юрия Лобачева. Весной 1995 года командование Группы Погранвойск Таджикистана приняло решение выставить специальный пограничный пост "Пшихарв", близ ущелья, выходившего к Пянджу, чтобы прикрыть одно из опасных направлений. Седьмого апреля 1995года в район поста двинулась колонна автомобилей и бронетехники. Командир батальона, вместе с офицерами и пограничными дозорами, выехал вперед, для рекогносцировки. В это же время, чтобы предотвратить возможные ответные действия частей ДИВТ на афганском берегу, в район кишлака Мой-Май, выехал и начальник Калайхумбского отряда подполковник Савилов.
Колонна уже около трех часов продвигалась к пункту назначения, петляя по пыльной горной дороге. При повороте к ущелью Гоздара колонну обогнал санитарный "уазик" (по военному - "таблетка") районной больницы Калай-Хумба. Неожиданно колеса "таблетки" прошила автоматная очередь: стоявшие на дороге вооруженные бородачи вытащили из машины водителя, которым был главврач больницы, и приказали спуститься к Пянджу. Он подчинился, но выстрел из гранатомета оборвал его жизнь, послужив сигналом к началу операции.
И сразу на колонну с военнослужащими обрушился шквал огня. Те, кто успел выпрыгнуть, укрывались за колесами машин или в расселинах скал. Раненые и убитые догорали в кузовах "ЗИЛов".
Среди необстрелянных солдат казахстанского батальона (прошел лишь месяц после их прибытия с родины) началась паника. Вражеские снайперы с левого берега Пянджа стреляли по ногам, а затем добивали раненых. Число боевиков в засаде не превышало численности личного состава колонны, однако преимущество всегда за теми, кто открыл огонь первым. Гранатометы, пулеметы и автоматы били по цели с афганского берега - рукой подать.
Уже в первые минуты атаки были убиты и ранены командиры взводов казахстанского батальона. Но всё же удалось развернуть ответный бой. И среди раненных были такие, кто не растерялся: рядовой Сапагатуллин, раненый в левую руку, правой доставлял боеприпасы к огневым точкам колонны. Лейтенант Дьяченко, раненый осколком в грудь, сам перевязал рану, а потом стал оказывать помощь другим. В какой-то момент был тяжело ранен заместитель командира батальона, тогда командование ротой принял на себя сержант сверхсрочной службы Марат Ахметов.
Услышав грохот боя, на помощь колонне подоспела рекогносцировочная группа. Под прикрытием своего огня, командир батальона майор Лобачев спустился вниз по тропе и вошел в ледяную воду речки Дарайпшихарв, переплыв ее с оружием в руках. Добравшись до позиций своего подразделения, он взял на себя руководство операцией. Первым был отдан приказ собрать раненых.
Через некоторое время к ним подоспел на БТР командир Калайхумбского отряда подполковник Савилов. Установив 120-мм минометы, бойцы открыли огонь по выявленным целям. Враг продолжал обстреливать остатки колонны до темноты, однако огнеметы пограничников задавили противника по ночным вспышкам и заставили замолчать.
Раненых вывезли в расположение отряда. Прибывшие из душанбинского пограничного госпиталя врачи и сотрудники калайхумбской городской больницы двое суток провели на ногах, спасая жизни бойцов.
На следующий день к месту схватки выехала резервная группа с заставы "Даштак", для разблокирования дороги. Однако боевики встретили их новым огнем уже около ущелья Гоздара. Оказалось, что ночью они перешли Пяндж и решили удерживать дорогу. Но тут на них обрушилась вся сила огневой мощи минометов, крупнокалиберных пулеметов и гранат АГС. Через два с половиной часа все было кончено. Бросив убитых и раненых, боевики ушли вглубь ущелья, пробираясь через хребты в Каратегинскую зону. Мертвая тишина наступила и на афганском берегу...
Казахстанский миротворческий батальон, потеряв в этом бою 29 бойцов (47 получили ранения), с честью выполнил свой долг: занятый им пост в Пшихарве стал надежным заслоном от боевиков. Военнослужащими было задержано свыше 300 нарушителей границы, изъято 40 единиц стрелкового оружия и около 100 кг наркотиков. Батальон был отправлен на родину только в 2001 году, после подписания соглашения о межтаджикском урегулировании.