Смоки Мо - «Время тигра», 2011.
Больше всего с выходом нового альбома Смоки Мо не повезло челябинской «Триагрутрике» - ее последний релиз «Т.Г.К.липсис», поселившийся в последнее время в колонках и наушниках всех ценителей хип-хопа, стал звучать фоном. Впрочем, если это послужит утешением Триагрутрике, Смоки отодвинул назад не только их, но и почти все альбомы русского рэпа. Можно мантру повторить: почти все альбомы русского рэпа. И не надо оговорки: «не побоимся этого слова»; - сам Смоки слов не боится, они ему платят тем же.
А теперь всегда бессмысленный вопрос: что особенного во «Времени тигра»?
Вначале о том, чего в этом альбоме нет. В нем нет слюнявого бахвальства, показной снисходительности и наигранной пресыщенности. Всего того, что превращает энергетически заряженный жанр в манерный речитатив под биток.
И еще иронии, к которой мы в привыкли за последнее время. После смертельно серьезных девяностых, русский рэп, войдя в новое тысячелетие, вслед за страной перестал «напрягаться»; в нем появилась шутовская клоунада Ноггано, жизнерадостностный южный юмор Касты, сонливое бормотание Гуфа, мягкий, теплый, челябинский стеб Триагрутрики. Но, видимо, в воздухе запахло жареным, и Смоки Мо, навострив свои ноздри, четко уловил это. Он предельно серьезен и сосредоточен, он мечется, как всегда, на грани истерики, он очень пафосен. И, несмотря на это, часто попадает в десятку. Потому что пафосен в греческом смысле слова - он страстен. Да, словом «страсть» можно было бы объяснить многое в этом альбоме.
В любом хорошем треке Смоки страстен до предела. «Город, где летает дым», «В поисках счастья» и особенно - изумительный «Вторник» - больше половины из песен альбома слушаются на одном дыхании. И это в наше позорное время, когда даже один хит на альбом - редкость.
А худшие песни альбома таковы, потому что выбиваются из его страстного ритма. Что характерно, это происходит в обоих фитах: с Джамилем и Гуфом. Когда в «Красной стреле» обязательный Гуф (который теперь есть везде, кроме альбомов Центра) начинает читать первым, это звучит если не фальшиво, то, по крайней мере, не в тон - слишком большое различие в темпераменте и внутреннем настрое.
Русский рэп в ударе. Не в «Первом», - он был нанесен давно. Просто много хорошей музыки за последнее время. Ноггано, Хамиль и Змей, та же Триагрутрика, в меньшей степени Гуф и/или Центр. Вакуум, который образовался после некрасивой смерти русского рока и несносной вони от разлагающегося трупа русской попсы заполняется. Смоки качает и вкачивает в этот вакуум еще один отличный альбом. Улетный альбом. Как летающие Найки.
«Вторник»
Click to view