По материалам книги Г. Дьяченко «Из области таинственного» подготовила ЕВГЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВА
Петербургский журнал «Ребус» в последней четверти пошлого века не раз сообщал о странных явлениях, связанных со смертью людей. Свидетелем одного такого явления стал некий господин Теплов. 4 октября 1877 года ровно в 6 часов утра умер его отец. Нужно было сделать распоряжения относительно предстоящих похорон. Выйдя в гостиную, господин Теплов взглянул на каминные часы и обнаружил, что они почему-то остановились и показывают время смерти его отца. Желая все же узнать, сколько времени, он попросил горничную посмотреть на часы, висящие на стенке в кухне. Оказалось, что и они застыли на шести часах. Невероятно: ведь это были ходики с подвешенной к ним на цепочке гирькой, которая едва спустилась! Значит, эти часы могли идти, не останавливаясь еще довольно долго. Тогда господин Теплов перешел во вторую гостиную, где находились старинные бронзовые часы. Однако маятник их не двигался, узкая стрелка застыла на 12, а широкая - на цифре 6! Оказалось, что все часы в квартире, включая карманные, словно сговорившись показывали одно и то же время - 6 часов. Однако стоило дотронуться до стержней завода или маятников, часы тут же возобновляли прерванный ход.
Вскоре в квартиру Тепловых явился семидесятилетний псаломщик Исаакиевского собора, чтобы читать над покойником псалтырь. Услышав о невероятном событии произошедшем утром, он лишь улыбнулся: «Ничего удивительного. Почему это происходит, мне неизвестно, однако я сам много раз замечал, что часы останавливаются со смертью хозяина».
отсюда В том же журнале было опубликовано письмо мисс Бэль из Гольстона (Англия). В июне 1880 года эта девушка стала работать гувернанткой в одном из имений. В первый же вечер, собираясь ложиться спать, она вдруг услышала тиканье часов. Оглядевшись, она часов в своей комнате не обнаружила. С тех пор тиканье стало преследовать мисс Бэль повсюду и смолкало лишь когда она была не одна. Однажды девушка проснулась среди ночи от резкого звука, словно в комнате вдребезги разбилась фарфоровая чашка. На следующее утро она убедилась, что все чашки, украшавшие каминную полку, целы. Три ночи подряд мисс Бэль слышала странный звук разбивающейся посуды, но так и не смогла понять его причину. Через два с половиной месяца девушка получила письмо от родственников, в котором те извещали мисс Бэль о смерти ее брата. Получив трагическое известие, молодая гувернантка вдруг поняла, что не слышит больше тиканья несуществующих часов. И звуки разбирающейся посуды, преследовавшие ее в течение трех ночей, тоже прекратились.
Весной 1863 года супруги Сьюэль из Лондона похоронили свою маленькую дочь Лили. Незадолго до смерти девочки господин Сьюэль, его жена и сын сидели у постели больной, стараясь ее развлечь. И вдруг все, кроме Лили, одновременно услышали звуки чудесной музыки! Источник ее был непонятен, однако музыкальная мелодия звучала очень четко. Казалось, кто-то играет на органе. Постепенно музыка начала смолкать. Позднее оказалось, что эту же музыку слышали служанка, находившаяся в кухне (двумя этажами ниже), и старшая дочь супругов Сьюэль, гулявшая в саду. На следующий день к больной девочке пришли гости - прежняя няня Лили со своей дочерью. Кроме них в комнате находился и господин Сьюэль. В тот же самый час, что и накануне, вновь зазвучала музыка, которую слышали все, кроме Лили. На третий день кто-то вновь играл на невидимом органе. А вечером маленькая Лили умерла. Все, кто слышал странную музыку, говорили позже: «Ни один инструмент не способен издавать тех нежных, жалобных звуков, которые нам пришлось слышать». Мистер Сьюэл обсуждая странное явление, не находил ему объяснения: «Я убежден, что слышанные нами музыкальные звуки не могли доноситься с улицы, от которой наш дом, расположенный в глубине большого сада, отстоял метров на 50. В соседнем доме никто в то время не жил. Музыка продолжалась всякий раз с полминуты; наша Лили, музыкально одаренный ребенок, не слышала ни звука».
Похожая история была напечатана в некрологе немецкого поэта Мерике.
Поэт Эдуард Мёрике. отсюда «8 сентября 1874 года поэту исполнилось 70 лет. Скромно отпраздновав этот день, он рано лег спать. Но сестра поэта Клара и дочь Мария еще не ложились. На улицах отдаленной части Штутгарта, где жила эта маленькая семья уже водворилась полная тишина, которую внезапно прервал громкий аккорд, и комнаты огласились звуками арфы. Это продолжалось недолго: музыка прекратилась так же неожиданно, как и началась. Клара подошла к окну посмотреть на музыкантов, пожелавших сделать сюрприз поэту, но на улице никого не оказалось. Старик спросил из своей комнаты: «Кто это играл?» Услышав от сестры и дочери, что музыкантов поблизости нет, он задумался, а потом промолвил: «Для меня уже не наступит более день рождения». Слова Мерике стали пророческими.