БРАТЬЯ ДАВЕНПОРТ (Davenport Brothers)
Братья Давенпорт.Wikipedia
Американцы, одни из наиболее впечатляющих сенсеров XIX столетия. Братья Уильям и Айра Девенпорты обогатили медиумический репертуар введением в него такого атрибута, как шкаф, и с его помощью проделывали различные демонстрации (к примеру, присутствовавшие на сеансе люди видели призрачные руки, игравшие на музыкальных инструментах). Кроме того, братья разработали очень сложные трюки с использованием веревок и фокусы с освобождением от пут, кандалов и т. д., превзойти которые смог впоследствии только Гарри Гудини.
Айра Эрастус Давенпорт родился 17 сентября 1839 года, а его брать Уильям Генри - 1 февраля 1841 года (оба в Буффало, штат Нью-Йорк). Их отец, местный полицейский, заинтересовался таинственными стуками, которые слышали жители соседнего Рочестера и которые приписывались духам. Семья Давенпортов тоже провела сеансы за столом, и стуки неизвестного происхождения появились почти сразу же. Старший Давенпорт сообщил друзьям, что его сыновья и их младшая сестра Элизабет левитировали и часто «плавали» по комнате. На одном из сеансов 1850 года духи велели Айре выстрелить из пистолета в углу комнаты, и в момент выстрела появился на мгновение дух - «хозяин» Джон Кинг, до этого все время присутствовавший незримо.
Поначалу сеансы неизменно проводились в доме Давенпортов, но через непродолжительное время Джон Кинг приказал семье арендовать зал и начать публичные выступления. Впервые мальчики вышли на сцену в 1855 году, соответственно в 16- и 14-летнем возрасте. В начале их карьеры выступления включали в себя довольно-таки стандартный набор: столоверчение и стуки, однако были и свои особенности: шаловливые духи щупали присутствующих, играли на музыкальных инструментах, вертели зонтиками над головами гостей. Джон Кинг оставался неизменным духом- «хозяином». Его дочь Кэти (также весьма известный «хозяин») иногда появлялась на сеансах братьев Давенпортов, однако выглядела почему-то совсем не так, как та довольно привлекательная особа, которая «возникла» в результате материализации, осуществлявшейся медиумом Флоренс Кук. К концу года мальчики добрались до Нью-Йорка. Тогда их репертуар включал уже фирменные трюки: быстрое освобождение от разного рода замысловатых пут и узлов.
Как-то раз по предложению одного из сидящих в зале гостей, заподозрившего, что у Давенпортов есть сообщники среди аудитории, на сцене поставили ящик, напоминавший обычный шкаф. Братья тут же поняли всю выгоду работы с таким приспособлением. Они соответствующим образом изменили процедуру своих выступлений, сделав шкаф обязательным атрибутом действа. В дверце шкафа было проделано окошко, через которое духи просовывали руки для выполнения тех или иных манипуляций. Теперь сеансы протекали примерно так. На сцене на трех подставках устанавливался шкаф размерами 7 футов х 6 футов х 2 фута. Спереди он имел три дверцы. Перед началом выступления их распахивали, и присутствовавшие видели братьев Давенпортов, привязанных к скамьям у противоположных стенок шкафа и сидящих лицом к скамейке в центре, на которой лежали музыкальные инструменты. В центральной дверце имелось окошко в форме шестиугольника. Оно одновременно служило вентиляционным отверстием и давало гостям некоторую возможность наблюдать за тем, что происходит внутри шкафа. Вся конструкция весила очень мало и легко разбиралась по окончании сеанса.
Сначала братья обращались к аудитории с просьбой, чтобы кто-нибудь связал их. Обычно на выполнение этой операции вызывались самые отъявленные скептики. Они завязывали немыслимые узлы, часто мучительные для братьев, а иногда даже оставлявшие на их руках кровоподтеки. Более того, тех, кто мучился подозрениями, приглашали во внутрь шкафа, где они должны были сидеть на центральной скамейке во время сеанса. Там их по ногам и рукам привязывали к братьям. Однако, какими бы узами ни сковывали свободу действий Давенпортов, как только закрывались дверцы, воздух наполняла музыка, якобы исполнявшаяся духами, а их руки появлялись в окошке. Иногда кто-то из гостей срывался со своего места и бежал открывать дверцы шкафа, но обнаруживал только, что братья по-прежнему сидят, привязанные к скамьям.
Выступления Давенпортов произвели настоящую сенсацию. Многие спириты усмотрели в них подтверждение реальности вмешательства духов, но оставались и скептики, считавшие братьев ловкими фокусниками. Ни Айра, ни Уильям не называли себя спиритическими медиумами, оставляя право подыскивания подходящего термина аудитории. Впрочем, в афишах их выступления именовались «сеансами», а спириты и некоторые исследователи человеческой психики были убеждены, что все демонстрации - подлинные. Во всяком случае никому не удалось поймать братьев за руку.
В 1864 году проповедник Джесс Бэюок Фергюсон присоединился к гастролировавшим Давнпортам и стал у них чем-то вроде «церемониймейстера». В своих проповедях (а он, как утверждают, был неплохим оратором) Фергюсон отстаивал реальность, как он выражался, «неземного». На него произвели глубочайшее впечатление возможности Уильяма и Айры. Он уговорил Давенпортов отправиться в путешествие по Канаде и Новой Англии, где они провели почти четыре месяца. Потом в компании с Уильямом Фэем, еще одним медиумом, братья отправились покорять Англию.
Фотография, датированная 1870: братья Давенпорт и Уильям Фэй перед "духовным кабинетом". Wikipedia.
Свой первый сеанс на берегах туманного Альбиона Давенпорты проведи в доме актера и драматурга Дайона Бусиколта в присутствии нескольких ученых и журналистов. Зрителям демонстрировали разные явления. В частности, с Фэя братья умудрились снять пальто в то время, когда он сидел связанный ( как говорили, пальто взлетело к канделябру как бы само собой), потом надели на него другой пиджак (все это время он по-прежнему оставался связанным). Как обычно, духи немного помузицировали, а браться снова избавлялись от самых замысловатых пут. В довершение к этому, духи пошевелили волоса сэра Чарльза Уайка, сидевшего связанным в шкафу между Уильямом и Айрой. В дальнейшем Давенпорты провели сеансы в домах писателей сэра Эдвина Арнольда и сэра Ричарда Бертона.
Шкаф братьев. Wikipedia
В феврале 1865 года братья отказались продолжать одно из выступлений, поскольку посчитали, что их пытаются связать слишком уж жестоким образом. Тогда враждебно настроенная аудитория потеряла над собой контроль, хлынула на сцену и переломала там все оборудование, в том числе и шкаф. Нечто подобное произошло также в Хаддерсфилде и Лидсе. После этого Давенпорты решили прекратить выступления в Англии. Еще до того, как Айра и Уильям отправились во Францию, их покинул Фергюсон, заявивший, что там он им не помощник, поскольку не знает французского языка. Стоит отметить такой немаловажный факт: всю свою жизнь проповедник не уставал повторять, что после того, как он прожил и проработал бок о бок с Давенпортами несколько лет, он не может назвать ни единого случая мошенничества с их стороны.
Французские власти не сразу разрешили американцам начать свои гастроли в стране, опасаясь повторения событий, имевших место в Англии. Однако братья добились своего, сумев в конце концов показать свои необычные возможности императору Наполеону III и императрице Евгении. Из Франции Давенпорты вернулись в Лондон, потом отправились в Ирландию, Германию, Бельгию и Россию, где необычайно заинтриговали двор императора Александра II. После России Уильям и Айра посетили Польшу и Швецию. В обшей сложности они провели в Европе около четырех лет.
В 1876 году братья поехали в Автралию. Именно там в июле 1877 года, во время их пребывания в Сиднее, Уильям неожиданно умер. Айра заказал для брата памятник, на котором мастер высек все атрибуты выступлений Давенпортов - веревки, музыкальные инструменты и шкаф, однако администрация кладбища не позволила установить «спиритический» памятник на освященной земле. В итоге Айра поставил его вне ограды кладбища. Оставшись без брата, он закончил выступления и вернулся в Нью-Йорк.
В своей книге «Фокусник среди духов» (A Magician Among the Spitits) Гарри Гудини рассказывает о встрече с Айрой Давенпортом. Он начал переписываться со стариков в 1909 году и, наконец, сумел навестить его в Мэйнсвилле (штат Нью-Йорк), где тот жил в 1910 году после своего продолжительного турне по Европе. Во время своих гастролей по Австралии Гудини посетил могилу Уильяма и, обнаружив ее в заброшенном состоянии, привел в порядок. Знаменитый фокусник встретился также с Фэем, и тот поведал ему о своих совместных странствиях с братьями Давенпортами.
Видимо, Айру по-настоящему тронул рассказ Гудини о могиле Уильяма, и старик раскрыл молодому коллеге секреты многих своих фокусов по освобождению от пут. Главную тайну составлял «узел Давенпортов», с помощью которого братья соль быстро сбрасывали веревки и столь же быстро привязывали себя до того, как зрители успевали распахнуть дверцы шкафа. Айра и Уильям так тщательно оберегали детали своего трюка, что, по словам Гудини, даже их дети не знали, как именно это проделывалось.
Когда Давепорты сидели в шкафу напротив друг друга, веревка пропускалась вокруг их ног, на уровне коленей, потом у лодыжек. Более коротким отрезком веревки привязывались запястья, причем узлы находились вблизи того места, где обычно щупается пульс. Как только закрывались дверцы шкафа, братья ногами натягивали веревки, создавая для себя возможность по очереди избавиться от пут. Узлы на запястьях вязались таким образом, чтобы за счет активных вращений запястьем одной руки моментально высвобождалась другая. Потом по окончании «явления духов зрителям» рука наматывала на себя веревку, и создавалось полное впечатление, что узлы вполне надежны. Подобные трюки использовал в своих выступлениях Гарри Келлар.
Айра умер в 1911 году. После его смерти Гудини неоднократно заявлял о том, что Давенпорты были искусными фокусниками, но ни в коем случае не спиритическими медиумами. Однако многие не обращали на его слова внимания, считая, что мнение Гудини, известного своим неприятием медиумизма, не перевешивает многочисленных свидетельств видных ученых и просто авторитетных людей.