В предыдущем посте
про кораблики я писал о том, что иногда какие-то мечты все-таки могут осуществиться. Бросить все дела, сесть в машину времени и отправиться в прошлое. Ну или почти в прошлое :-)
История вопроса
Для меня все началось еще год назад, когда я искал школу для обучения на bareboat skipper. Уже и не вспомню как, но попал на сайт
http://www.shtandart.ru/ Почитал, удивился, помечтал, записал себе в (и так не малый) список пожеланий да и забыл. Второй раз про фрегат я услышал спустя полгода, весной от соученика по
яхтенной практике в Турции Павла Приклонского, который тесно связан как с командой Штандарта, так и с их Питерским клубом. От его вкусных рассказов разыгралось воображение и все стало не каким-то абстрактным, а уже гораздо живее.
Ну и вот уже следующей осенью была мысль вписаться в какой-нибудь перегон по северной Атлантике для фана и дальнейшего изучения яхтенного дела и тут неожиданно как-то опять зацепился за сайт Фрегата и обнаружил, что они уже вовсе не у берегов Испании а практически рядом - в северном море и среди предлагающихся вариантов есть очень небольшой переход из Энкхаузена в Гамбург с заходом на о.Гельголанд. Всего-то пять дней (а чисто на ходу, так всего лишь три) !
И тут я не выдержал и рванул ))
История фрегата
Не буду пересказывать историю создания, кому интересно, то у них
тут все хорошо написано. Самое важное, на мой взгляд, то, что помимо воплощения мечты конкретных людей, строительство объединило вокруг себя большое количество людей, особенно молодежи. Это своеобразный открытый клуб, в котором каждый может, при желании, найти применение своим талантам, общаться, реализовывать какие-то проекты.
К сожалению, из-за юридических (а может и не только юридических) проблем фрегат
был вынужден покинуть территориальные воды России, хотя принципиально на его корме каждый день поднимается Российский флаг.
Фрегат сегодня
Сегодня корабль постоянно перемещается по портам Европы, принимая участие в различных фестивалях и выставках, предпринимает дальние походы и время от времени становится на ремонт в доки. Ну и по дороге принимают на борт добровольцев, готовых за собственные деньги испытать труд матроса ))
Для последних, к которым отношусь и я, предусмотрено много разных интересных фишек, типа спать в гамаках, нести вахты, уборка, камбуз, работа с парусами и т.д. Все это неплохо описано в небольшом профессионально сделанном
документальном фильме, который я рекомендую посмотреть, чтобы последующее изложение было более понятным.
Click to view
Ну а я буду стараться описать какие-то менее известные бытовые мелочи и собственные впечатления.
Мое путешествие
Итак, я стою перед Фрегатом в порту
Энкхаузена немного волнуясь. Пока все правда! Все настоящее! )) На фоне Голланских кораблей со скупым бермудским вооружением фрегат выделяется обилием прямых парусов до самого топа.
Вот такой, немного цветастый на фоне северной сдержанности
Получаю разрешение зайти на борт, представляюсь, знакомлюсь с капитаном, препоручаюсь заботам Насти, которая выполняет функции боцмана. Она любезно проводит краткую экскурсию и знакомит меня с моим гамаком.
Точнее сразу с двумя - второй выполняет функции шкафа. Внизу ничего хранить не получается - в любой момент может понадобиться протянуть швартов, пробежать что-то ремонтировать и т.д. Так что все вещи приходится хранить тут же. Сами гамаки довольно длинные, внутри для жесткости лежит коврик. И висят они под потолком, поэтому чтобы туда загрузиться надо встать на сундук, котом схватить за что-нибудь на потолке и выполнить небольшой акробатический этюд ))
Но зато если уж залез в него, да после холодной ночной вахты, да еще если успел перекусить... спишь как в люльке и вылезать никакого желания!
Трюм
Потом познакомился с, если не с сердцем, то с желудком корабля - камбузом и кают-компанией. Как и положено на корабле - все компактно, ничего лишнего, но максимально уютно. Ведь по сути это единственное помещение, кроме штурманской каюты, где экипаж может отдохнуть, пообщаться и, конечно же, поесть.
Собственно камбуз
Самовар закреплен намертво. Не знаю, топят его или нет. Рында - для сигнала начала приема пищи. Плита - обычная большая керамическая электроплита без какого-либо кардана, что доставляет много интересных и занимательных минут в качку - как распереть 20ти литровую кастрюльку на этом стекле )). Тут же два электрочайника, которые в процессе еды надо постоянно попеременно наполнять и кипятить.
Вообще, как я понимаю, из соображения безопасности и общего в среднем большого экипажа многое переведено на электричество и, соответственно, практически всегда работает выделенный генератор, либо значительно реже - питание с берега. То есть в этом смысле фрегат больше похож на современный теплоход, нежели яхту. Но зато можно не напрягаться по поводу большого холодильника и морозилки.ю больших стиральной машины и большой сушки. Последняя, по словам старожилов, появилась недавно и явилось настоящим благом (о сырости чуть ниже).
На стенах - памятные дощечки с разных выставок и фестивалей. Так сказать, замена магнитиков для корабля.
Вот еще один иконостас
Касательно общего устройства надо заметить, что он проектировался так, чтобы максимально соблюсти историческую достоверность полностью снаружи и внутри выше трюма. Поэтому признаки прогресса находятся только внизу (за исключением спасательного оборудования и умело маскируемого на стоянках навигационного). Также это означает, что ниже пушечной палубы нет ни одного иллюминатора, постоянно горит освещение и во время качки требуется особенная стать что-то тут приготовить. К слову сказать, мне это удалось, но это, скорее из-за того, что было очень интересно и некогда было отвлекаться ))
А некоторых вот укачало
Кают-компания в объеме
Выход
Утром было обязательное восьмичасовое построение и подъем флага. На нем же инструкция по безопасности и разбиение по вахтам. В каждой из вахт свои прелести и свои недостатки. Но переход у нас был маленький, поэтому можно было попробовать только одну. Мне досталась вахта Фока (с 12 до 16 и с 00 до 04). Во время вахты необходимо находиться на палубе и быть готовым дергать снасти. Однако и вне вахты дел хватает - каждая вахта несет в течении дня одну из трех обязанностей - камбуз, уборка внизу и уборка палубы.
Затем начали готовиться к отходу. Поскольку я был в вахте, ответственной в этот день за поесть, то мы отправились не поиски местного супермаркета, в то время как остальные стали затыкать в корабле дыры:
Все красиво открывающиеся пушечные порты необходимо законопатить каким-нибудь уплотнителем
Но вот все дырки заткнуты, еда распихана и мы без лишнего шума отчалили и пошли в направлении плотины Афслёйтдейк, за которой уже собственно океан, а точнее Вадденское море. Кстати, по дороге прошли мимо
вулкана Zuidwal. Жалко, правда, что он лежит на глубине 2км под землей )) в то время как местные морские глубины в среднем... 5м! Поэтому пришлось рассчитать переход так, чтобы он пришелся на прилив.
Шли довольно бодро, помогая себе двигателем, поскольку ждали к утру шторм и надеялись укрыться на о.Гельголанд. Как только поставили паруса пошел небольшой крен и по яхтенной привычке многие новички переместились на наветренный борт. Потом постепенно это стало проходить :-)
Внутреннее море конечно спокойнее, но яхтам хватает
Такелаж
Пока шли по спокойному внутреннему морю было время наконец-то ознакомиться с такелажем и попробовать понять, что же это такое мы дергали.
Количество фалов, шкотов, топинант и прочего впечатляет! Даже их количество на схемах, отдельно показывающих снасти для управления рангоутом, уборкой парусов и управлением собственно парусами немного смущает. А когда это вот все в виде эдакой паутины, то мне, неопытному матросу, оставалось только ждать указаний какого-нибудь сведущего человека что там набивать и уж после этого прыгать на указанный трос и используя весь вес тела, тащить его вниз что есть силы. Кстати, для нежных ручек офисного работника обычные яхтенные перчатки без кончиков пальчиков не годятся! надо полностью закрытые - троса толстые и очень грубые.
Такое вот разнообразие
На баке
Особбено все эфектно во время ночной вахты. Фонариками, даже красными, не пользуются, поэтому команда вахтенного "ставим Фок" выглядела примерно так - вся вахта кроме рулевого и и самого вахтенного офицера отправляется с юта в темноту по обоим бортам и, если повезет, все встречаются на баке. "И вот мы пришли". И вот перед нами кофельнагели в бухтами на них. Чуть подсвеченные бортовыми огнями снасти уходят куда-то в вверх и в темноту и нет никаких идей, к чему они там крепятся. И хорошо, если найдется среди пришедших грамотный человек, успевший изучить расположение веревок ))
Кофель-нагели художественно оформлены
Блоки настоящие, деревянные.
Вантпутенсы.
Полубак
Сходить наверх
Одно из хороших развлечений для новичков - сходить наверх: то есть надеть страховочную обвязку (обязательно!), перейти на внешнюю сторону вант и, пристегнувшись к страховочному тросу залезть по необходимости (а то и просто так) до нужного ряда рей или просто посидеть на марсе. Ну и еще для полной уборки парусов, потому, что делать это быстрее всем вместе. Дело в том, что парус снастями (гитовыми и горденями) притягивается к рее только "приблизительно" и потом надо притягивать его руками. Так что три-четыре человека поднимаются до нужной реи, перестегиваются на трос вдоль реи и, перебираясь ногами по пертам (трос внизу), распределяются по длине и, подбирая руками парус, подвязывают его линями.
Ну и для пофотографироваться тоже! )) Как и положено на правой ванте гостевой флаг (тут Голландский)
Перты (по которым ходить). Как видно некоторые блоки новые. А вот парусу в этом году досталось....
Конечно, я вел себя на реях как сонная муха, тяжело ища эти лини и прикидывая как я красиво сорвусь вниз.
Шторм на Гельголанде
После выхода в открытое море взяли курс на восток. Как и рассчитывали ветер был попутный и, немного помогая себе двигателями чтобы убежать от надвигающегося шторма, мы довольно ходко пошли на о.Гельголанд и к концу следующего дня в туманной дымке появились очертания скал Гельголанда. На самом деле это не остров а небольшой архипелаг из двух больших островов. У островов
интересная история. Во вторую мировую тут сначала уничтожили за два часа все живое авиабомбами, а в 1947м произвели самый мощный неядерный взрыв. В общем островам досталось... А сейчас там зона беспошлинной торговли и потихоньку все оживает.
Бодро зашли в бухту, хорошо защищенную со всех сторон волноломами, встали на обычные швартовы и шпринги, забрасопились, подобрали паруса. Затем осмотр местности, праздничный ужин.
Вечер. ветер уже крепчал
Ну а ночью началось: будучи защищенными от волн, от ветра защита в виде стоявшего рядом судна спастелей чуть помогала, но не сильно - давал себя знать развесистый рангоут и паруса на реях.
Спасатели
В итоге до утра добротные корабельные швартовы рвались с частотой в один швартов в два часа. Одна из причин - они перетирались в ржавых железных клюзах. Видимо из соображений исторической достоверности роллерсы не используются и при существенной нагрузке и неудачном угле тяги канат не выдерживает. В результате пришлось для всех делать на швартовы в месте прохождения клюза импровизированные бинты из подручных износостойких материалов, предварительно смазав трос солидолом.
Закончилось все полутора десятком заведенных швартовов и якорной (!) цепью. После чего аврал был отменен.
Видна якорная цепь
На баке тоже ад из цепи и швартовов
Во второй половине дня решились положить сходню
А за волноломом - стихия!
А вечером успел до закрытия сбегать в местный банный комплекс. Какой же это кайф - сидеть в огромной и светлой парилке с какими-то эфирными запахами и через окно во всю стену наблюдать за волнами! Разные корабельные места
На корабле много разных интересных мест, которые наверняка становятся объектом экскурсий (их тут принято проводить для посетителей силами экипажа).
Вот, например, тот самый гальюн, располагающийся на гальюнной палубе на самом носу. В принципе нормальных корабельных гальюнов имеется около 4х штук, а эти два (правый и левый) предполагались просто для достоверности, но как гласит быль - однажды все штатные гальюны вышли из строя и... в общем эти гальюны тоже самые настоящие ))
По бортам украшены скульптурами. А в качку - это еще и биде :-)
Правый трап с пушечной палубы на полубак. Весьма крутое (в прямом смысле) устройство, по которому надо непрерывно бегать вверх-вниз:
В угоду достоверности - на палубе никаких лебедок! Даже механических. По сути этот якорный шпиль (кабестан) - единственное устройство механическое устройство, не считая блоки конечно. А все остальное - извольте руками.
Якорный шпиль. В отверстия вставляются вымбовки (деревянные рычаги) и давай те ходить по кругу с песнями.
Еще на корабле довольно много резьбы. Она как правило не вычурная, а встроена в функциональные части.
Хотя, вот этот мужик, похоже, не очень функционален ))
Пушки. Их гораздо меньше, чем было в оригинале. Кроме того, только одна из них отлита из чугуна (в Англии). Остальные пять - металлические муляжи, которые позволяют стрелять только холостыми.
Вот эта настоящая.
Муляжи. Но зато красивее настоящей.
Полубак. За правым матросом видна еще одна настоящая мортирка
А ниже тоже интересно - эта обугленная на вид деревяшка на самом деле просто кница с настоящего старого корабля, пролежавшая под водой, поднятая и встроенная на штатное место нового корабля.
Вторая жизнь
Компас. Рядом маскируемый на стоянках планшет навигатора.
На местном сленге - "курочка"
Адмиральская каюта. Вся электроника на стоянке превращается в буфет. Немного про воду
Как это вполне очевидно, корабль деревянный и плавает в жидкости. Сверху тоже волны и дожди. Дерево это вам не пластик и поэтому сырость - норма жизни. Мокрые (в лучшем случае влажные) гамаки, влажные постели на койках экипажа, капель с потолка на стол в кают-компании... На хорошем ходу вода набирается в трюм и откачивается со скоростью 1 кубометр в час. При этом (для новичка может показаться парадоксальным) каждый день надо обязательно поливать палубу из брандспойтов как раз для того, чтобы она не рассохлась. В общем, к сырости надо быть готовым. Не даром в советах по необходимому имуществу на корабле фигурирует гермомешок ))
На Гамбург
Ночью, когда уже совсем успокоилось, вышли на Гамбург. Утро встретили все еще почти попутным ветром в устье Эльбы. По дороге встречались всякие разные торговые и не очень суда. Особенно запомнился Quantum Seas. настоящий плавгород.
Обогнал нас не спеша...
А наверху целый скалодром
И еще какой-то адский аттракцион
Еще запомнился местный комбинат. Похоже, что не только у нас такое. Может только с виду страшно?
Еще раз постоял у штурвала. Надо сказать, что занятие оказалось нетривиальным. Я-то наивно полагал, что надо как на яхте - осторожно два пальца влево - три пальца вправо. Ничего подобного - штурвал имеет по четыре оборота в каждую сторону и крутить надо как-то совсем по другому. Сначала крутишь в ожидании, чтобы корабль начал поворачивать, а потом выясняется, что если он чуть повернул, то уже поздно и надо было давно крутить штурвал обратно! ))
И подруливающего устройства у них тоже нет. Так что в проблемные моменты швартовки на воду спускается надувная моторка, которая и заводит нос в нужную сторону.
Сделайте умное лицо
Гамбург
Поздно вечером встали в порту, сходили на небольшую пешеходную экскурсию. На следующий день - тоже немного погуляли. А самые сознательные помогали с починкой бизани:
Настоящий Зингер!
А также прокачивали знания в плетении ковриков:
Ну а кому-то надо и борта помыть.
В общем экипаж занимался своими текущими делами, а мы, туристы, прощаясь, постепенно стали покидать гостеприимный эпипаж и фрегат. Конечно же несколько дней - это очень мало. Нельзя понять ни тонкостей работы с парусами, ни корабельной жизни. Но я надеюсь, что что-то все-таки зацепить удалось.
Под конец очень хочется пожелать удачи экипажу и всем энтузиастам и мечтателям, которые сделали возможным этот корабль!
К слову сказать, они неугомонные и только что стартовал новый проект -
построить Катти-Сарк!
Ну и всем - СПАСИБО!