Это достаточно технический пост про яхтинг, так что непричастным к этому делу скажу сразу - картинок мало. картинки будут позже :-)
В начале апреля мне посчастливилось проходить практику на получение шкиперского сертификата в Турции, в Эгейском море.
Посчастливилось, потому что проходила она под руководством отличного преподавателя Дмитрия Петросъянца в рамках обучения в
Школе Парусных Экспедиций 60N на его отличной 44х футовой яхте
DianaА кроме того, выпала удача с сезоном (на воде и на берегу абсолютная пустота) и с погодой - не жарко, без дождей, с ветром до 20 узлов практически каждый день.
Я постараюсь описать подробности этой практики позже, а в этом посте хочу рассказать о тех неожиданных особенностях "большого" яхтинга,
Дело в том, что у меня достаточно большой стаж обычного "речного" яхтинга от Москвы до Питера в том числе, конечно же, и по Онего, Ладоги и Рыбинке. Поэтому где-то в душе я пребывал в уверенности, что данная практика будет носить формальный характер и что на самом деле мне бы и недели было много. Как же я удивился, когда понял что там все совсем не так! ))
Об этих различиях я и хочу написать.
Парковка
Marmaris, Yacht marine, Средиземноморская парковка.
Самое бросающееся в глаза отличие - способ причаливания, когда яхта стоит кормой к причалу, а нос на муринге или якоре. Это и понятно - корма у круизной яхты широкая, с удобным спуском к воде, а якорь на носу и завести его на корму, мягко говоря, сложно ))
Но такой способ причаливания требует дополнительного опыта от рулевого, поскольку яхта при движении назад плохо управляема, особенно в условиях бокового ветра.
Так что примерно четверть обучения была посвящена различным способам подхода/отхода от причала, швартовки и постановки/снятия с якоря.
Тем более, что в отличие от 25-30 футовых яхт, не приходится рассчитывать на то, что можно будет одержать лодку руками и ногами. Только двигатель и вовремя заданный/потравленный швартов.
Есть еще подруливающее устройство на носу, но им мы не пользовались из тех соображений, что на чартерных яхтах его скорее всего не будет, так что и нечего привыкать.
Автономность
На яхте много всего для автономного плавания - душ, туалет, холодильник, умывальники и т.д. Однако, если не заменены все лампочки на светодиоды и не стоят солнечные батареи (а на чартерных как правило этого нет), то сервисный аккумулятор сядет за пару дней и надо будет срочно искать розетку или врубать двигатель для подзарядки. Так что в реальности чартерная лодка ездит от розетки до розетки.
И не дай Бог поставить паруса, выключить движок и забыть выключить холодильник ))
С водой тоже не всегда просто: если мыть ей посуду и часто принимать душ, то через два-три дня надо искать кран. Насчет пресной воды вообще мне, речному жителю, было непривычно то, что после каждого купания надо ополаскиваться душем. А привычная тема утреннего купания с мылом и шампунем вообще слабо реализуема.
Круизинг. Процесс.
Эта полуавтономность привела к интересному процессу отдыха на круизных яхтах в сезон. Днем все ходят по морю, а часам к пяти (позже может не хватить места) надо успеть встать к причалу или хотя бы на рейд в какой-нибудь одной из многочисленных бухт. Как правило у причала (а часто и не одного) имеется ресторан с душем и туалетом. Если встаешь к причалу, то подразумевается, что ты идешь на ужин в этот ресторан.
Бузук кале. Пока никого, ресторан закрыт.
Про одежду.
Точнее про обувь )) Почему-то мне никто не сказал об этом и только на яхте выяснилось, что мои давние представления о функциональности обуви немного не соответствуют и на яхте с тиковым покрытием на первом месте наличие белой подошвы. Тот факт, что вся современная спортивная обувь unmarkable вызымел слабое действие и капитан смотрел на мои кроссовки с синей подошвой с большим скепсисом (сапоги я даже доставать не стал). Так что в итоге пришлось сходить в магазин при марине и купить там классические мокасины с кожаными шнурками за 85 лир. Они не гламурные, но очень здорово сидят на ноге, так что я в итоге не пожалел. Для теплого климата самое оно - нога не потеет, не скользит, не промокает, да и выглядят в общем-то неплохо. Одно только непривычно - при сходе на берег надо не забывать переобуваться.
Не пожалел.
Ну и солнцезащитные очки - в условиях средиземноморского солнца и на воде - обязательно! Конечно же лучше их привязать или иметь запасные.
К тому же это добавляет брутальности ))
Паруса
По парусам и палубному оборудованию все оказалось вобщем-то проще. Спинакер не предусмотрен (и, видимо, на чартерных тоже его не предвидится), стаксель на закрутке. Грот снабжен lazy-bag, так что ставить и убирать его немного проще, хотя в силу общего веса приходится больше работать лебедкой с ручкой и надо не забывать приподнять перед постановкой гик на топинанте, дабы не тянуть грот назад по передней шкаторине. Тем более, что ползунки там специально сделаны так, что отламываются при большой нагрузке для сохранения паруса.
Еще было интересно наконец-то познакомиться с лебедками, оснащенными стопорными кольцами. Очень удобная вещь!
Типа такой лебедка.
Флаги
Сначала, обнаружив на яхте поднятыми три разных флага, мы были слегка обескуражены. Оказалось, что правило следующее: На ахтерштаге поднимается флаг страны регистрации (в нашем случае это был флаг США, штат Делавер) , под правой краспицей "гостевой" флаг - флаг страны пребывания. Ну а под левой можно размещать все что угодно, например флаги стран, граждане которых сейчас на борту. В нашем случае это был флаг школы и российский. Все это означает под юрисдикцию каких стран может подпадать яхта в случае каких-то проблем (хотя, конечно же надежды, что США действительно будут вами заниматься весьма призрачны) и несение гостевого флага и флага регистрации довольно обязательно, особенно в приграничных водах.
Все три.
Глубины
Очень непривычно то, что можно спокойно видеть дно и предметы на нем при глубине 10 и более метров. Причем, цвет воду, если светит солнце, меняется: в море воде темная, если глубина около 20 метров - голубая, 10 метров и меньше - зеленая.
Видны зеленые и синие участки, а также темные острова водорослей
И, как правило, не возникает проблем при хождении на яхте между бухтами - как правило уже в 10 метрах от берега глубже 20 метров. Скорее даже наоборот - для постановки на якорь нужна не просто бухта, закрытая от волны и ветра, но еще и глубины в ней должны быть не более 10 метров, чтобы якорь нормально взял. Ну и лучше якорь не бросать на хорошо видные при 10ти метровой глубине островки водорослей, поскольку якорь по ним ползет и хватает.
Ну и под конец: главное в нашем деле - хороший ветер! ))
Click to view