Снова про Матисса. Ну не про Гундяева (Honoris causa - Moscow State Unviversity) же писать!

Sep 29, 2012 22:27

Я сознаю, что совершил в жизни великое множество ошибок и принял множество неправильных решений. Но одно из принятых мною решений оказалось, как я сейчас понимаю, абсолютно правильным - это решение выучить французский язык. Он был мне не нужен для работы, и я не собирался во Францию. Я просто хотел понимать слова песен и стихи. И этого было достаточно. Будучи уже взрослым человеком, защитив кандидатскую диссертацию, стал ходить на городские курсы. А сейчас получаю наслаждение, читая привезенные сыном из Ниццы книги о Матиссе и его музе - Лидии Делекторской.
Однажды в 1965 г. (спустя 11 лет после смерти Анри Матисса) Лидия Николаевна приехала в Москву и появилась на пороге кабинета директора Пушкинского музей И.А.Антоновой. Вошла и сказала: "Здравствуйте, я Делекторская". И отсюда началось ее сотрудничество с ГМИИ им. Пушкина и с Эрмитажем. Фактически Делекторская передала России все, что у нее было - а это множество рисунков, гравюр, фотографий, записок, две палитры.
Ирина Александровна Антонова не раз приезжала в Париж по линии ЮНЕСКО и там ее вовсю опекала Лидия Николаевна, показывая ей то, что невозможно было без ее содействия увидеть. Антонова со своей стороны старалась ее как-то отблагодарить, доставала билеты в Большой театр и Театр на Таганке, когда он приезжал с гастролями во Францию. 
Как-то она представила ее Святославу Теофиловичу Рихтеру. Они произвели друг на друга огромное впечатление. Делекторская вспоминала - он смотрел на меня необычайно пристально, так словно: "... voulait comprendre ce que Matisse trouvait en moi" (хотел понять, что же Матисс нашел во мне). 
Ну а вот картинки из книжки:




а вот рисунки:


и еще


музеи, Матисс

Up